В следующем году на междугородних автобусных перевозках в федеральных округах будет введено жесткое расписание. Об этом и о проблемах безопасности на автотранспорте шел вчера разговор на совещании в минтрансе.
Как констатировал министр транспорта Игорь Левитин, в России до сих пор не вышли на цивилизованный рынок автобусных перевозок, который есть на морском, авиационном и железнодорожном транспорте. "На всех этих видах есть расписание. Все его видят, знают. И перевозчик отвечает за то, куда он везет пассажира, когда и на чем", - подчеркнул Левитин.
Что касается безопасности, то пока в нашей стране нет единых федеральных требований к автовокзалам и перевозчикам. Минтранс будет ориентироваться на Закон "О транспортной безопасности". Правда, не все автовокзалы смогут выдержать требования по оснащению своих помещений камерами наблюдения, ввести досмотр багажа и регистрацию пассажиров на рейс. Росавтодор в течение года будет выявлять проблемные автовокзалы и те, кто не сможет соответствовать нормам безопасности, будут закрывать, предупредил министр.
В первую очередь это касается вокзалов - "черных дыр", где будут проходить неучтенные пассажиры, где нет залов ожидания без торговых рядов. Требования к муниципальным и частным вокзалам будут одинаковыми.
Отвечая на вопрос "РГ", Игорь Левитин пояснил, что так же, как в аэропортах и на железной дороге, торговля на автовокзалах запрещена не будет. Но пассажиры, которые уже прошли регистрацию, должны ждать своего рейса в отдельном зале без торговых рядов. Там должны быть только кассы и справочное бюро. Кроме того, планируется ввести электронный билет на междугородний автобус, где обязательно заполнение паспортных данных. Сегодня билеты в междугородних перевозках продают без предъявления документов, удостоверяющих личность пассажира. Министр напомнил, что на железной дороге и на воздушном транспорте можно увидеть, кто проехал и по какому маршруту, в каком вагоне. И на автобусных маршрутах тоже реально ввести такую систему. Если серые перевозчики, которых сейчас почти 70 процентов, легализуются и выполнят все требования по безопасности, они смогут попасть в единую систему перевозок.
В минтрансе признают, что жесткие требования к автовокзалам могут привести к их сокращению. И если вокзалы не будут справляться, местные власти смогут организовать пункты для посадки пассажиров вне их. Но они должны быть официальными, а не прибордюрными. Отвечая на вопрос "РГ", на сколько повысятся тарифы на проезд после ужесточения мер безопасности, Игорь Левитин сказал, что сейчас в ведомстве этот вопрос просчитывают.
Заказные автобусные перевозки тоже ждут изменения. В минтрансе намерены ввести здесь термин из авиации - "чартерные перевозки", так как должно быть понимание, каких пассажиров возьмет этот автобус на обратном пути и каким маршрутом. "Когда мы даем разрешение на чартерные перевозки в воздушном транспорте, известно, куда летит самолет и с кем", - пояснил Левитин. Такой чартерный порядок планируется ввести в автоперевозках со следующего года. За согласование маршрутов будет отвечать Ространснадзор. Кроме того, служба будет заниматься и безопасностью. В соответствии с Указом президента, подписанным в среду, "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" в 2010 году Ространснадзор откроет восемь центров мониторинга транспортной безопасности.
Справка "РГ"
Автобусным транспортом общего пользования обслуживается 968 городов и поселков городского типа, 63 тысячи сельских населенных пунктов. Регулярные перевозки пассажиров между регионами проходят по 2836 маршрутам.