02.04.2010 00:50
Власть

Призывники смогут брать на службу мобильные телефоны

Министр обороны разрешил призывникам брать на службу мобильные телефоны
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №69 (5148)
Читать на сайте RG.RU

В первый день весеннего призыва в армию начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Смирнов ответил на вопросы корреспондента "РГ", которые сегодня волнуют всех будущих солдат и их родителей.

Российская газета: Василий Васильевич, недавно министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что милицию надо освободить от несвойственных ей функций. В том числе - от розыска молодых людей, которые прячутся от призыва.

Василий Смирнов: На сегодняшний день законом определено, что обеспечение выполнения нашего законодательства, и не только в плане обязанностей военной службы, возложено на министерство внутренних дел. На мой взгляд, никто, кроме милиционеров, в законодательном праве эту обязанность сейчас выполнять не может.

РГ: Не пожарным же вручать ребятам повестки?

Смирнов: Такое, конечно, нереально. Существующий Закон "О воинской обязанности и военной службе" продуман, взвешен и позволяет нам решать призывные задачи.

РГ: Он ведь еще подтвержден совместным приказом министров обороны, МВД и директора Федеральной миграционной службы?

Смирнов: Этот приказ действует с 2007 года, его никто не отменял. Мы обмениваемся информацией и совместно обеспечиваем призыв на военную службу.

РГ: Это - чисто российская практика, или за рубежом полицейские тоже отлавливают уклонистов от армии?

Смирнов: За обязательность исполнения воинской обязанности борются повсюду. Я, например, знаю, как это делается в Германии.

Там гражданин после получения повестки должен в течение трех дней за свой счет приехать в воинскую часть. Если у него нет денег на дорогу, то средства дадут в военкомате.

РГ: Такие в Германии тоже имеются?

Смирнов: Да, у немцев они есть. За два дня до срока явки полиция напоминает человеку о необходимости отправляться на службу. Через три дня, если он не прибывает в часть, наступает ответственность за невыполнение закона. Никто из военкомата повестку гражданину домой не приносит.

РГ: Ответственность у немцев серьезная?

Смирнов: Там предусмотрен крупный штраф или даже заключение. В Израиле вообще драконовские меры. Не явишься по повестке на службу - сразу отправят в тюрьму. Я туда заходил и видел людей, которые уклонялись от армии. Ничего удивительного в такой практике нет. Везде думают о повышении статуса военной службы, и нам его надо поднимать. Взять, скажем, Финляндию. Там 82 процента мужского населения проходят службу по призыву. Причем делают это с удовольствием.

РГ: Но если человек служить не хочет. Не расстреливать же его?

Смирнов: Не всегда ужесточение ответственности помогает решить проблему. Для нас более важно, чтобы каждый гражданин понимал - служить надо. Чтобы это стало его внутренней потребностью. В старые времена за воровство отрубали руки и головы, но воровать-то от этого не перестали. Поэтому я думаю, что наказание - это не главное.

РГ: Но его отсутствие или мягкое наказание рождает соблазн не идти в армию у других призывников.

Смирнов: Это верно. Поэтому меры принуждения должны работать. Мы сейчас о них тоже думаем. Но пока конкретных предложений для внесения в законодательные органы у нас нет.

подробности

О других особенностях весеннего призыва в армию вчера рассказали на пресс-конференции в Генштабе.

По указу президента РФ до 15 июля под ружье в общей сложности поставят 270 тысяч 600 человек. Вопреки слухам, увеличения солдатского набора не произошло. Более того, по сравнению с прошлой осенью призыв даже несколько сократили. Несмотря на демографические проблемы, недостатка в мобилизационных ресурсах военкоматы не испытывают. Более того, у военных даже есть возможность отбора новобранцев. Поэтому ни в Генштабе, ни в правительстве даже речи не заходит о продлении срочной службы.

Руководители минобороны однозначно говорят - ребят отправят в армию только на 12 месяцев. Подготовить за столь короткое время грамотного бойца трудно. Но можно, особенно если ребята пойдут в армию не отбывать повинность, а добросовестно служить. По мнению генералов, этот настрой заметен у большинства новобранцев. А с появлением в казарме дипломированных солдат военная служба стала еще и безопаснее. Выпускники институтов и университетов, как правило, себя в обиду не дают и утверждать в солдатской среде кулачный авторитет не позволяют. Количество таких призывников постоянно растет. Если весной прошлого года их было 31 тысяча, то осенью уже более 43 тысяч. Чтобы максимально использовать интеллектуальный багаж вузовцев, их назначают на "родственные" диплому армейские должности или направляют в сержантские учебки.

Впервые нынешней весной и летом вместе с военным билетом каждому новобранцу на сборном пункте вручат специальную памятку. Там имеются телефоны военных прокуратур и комендатур, по которым ребята смогут сообщить о своих бедах и неприятностях. Например, пожаловаться на отсутствие постельного белья, плохое питание или издевательства старослужащих. Искать телефонные будки призывникам теперь не надо. Как сказал Василий Смирнов, по приказу министра обороны солдатам разрешено иметь мобильные телефоны. Правда, пользоваться ими новобранцы имеют право в строго определенное время.

Например, вечером после занятий или в увольнении. На несколько часов командиры будут выдавать призывникам их мобильники. Все остальное время телефоны станут держать под замком - в канцелярии роты или каптерке.

Еще одна приятная для солдат новость - в увольнение их станут отпускать чаще. На этот счет дано специальное указание командирам воинских частей и подразделений.

А вот 18-летних выпускников школ военные вчера не порадовали. Законопроект, по которому каждый выпускник школы получит шанс стать студентом, еще не принят. Теоретически все совершеннолетние ребята вслед за выпускным балом должны отправиться на сборный пункт. Впрочем, генералы не исключают, что кому-то из 18-летних выпускников призывные комиссии разрешат сдавать экзамены в вуз. Если попытка окажется неудачной, в армию они пойдут осенью.

Армия Генштаб ВС РФ