В эти дни проходит чемпионат России по биатлону. Практически все сильнейшие спортсмены собрались в небольшом поселке Уват, где разыгрываются последние награды сезона.
А вот международные старты уже завершились. Итоги выступлений россиян в Кубке мира и на Олимпиаде в Ванкувере в эксклюзивном интервью "РГ" подвел главный тренер сборной, олимпийский чемпион Владимир Барнашов.
Российская газета: Владимир Михайлович, довольны сезоном?
Владимир Барнашов: Отчасти. Что касается этапов Кубка мира, то здесь мы в общей сложности выиграли 14 золотых медалей. Результат, конечно, хороший. Лучший за последние четыре года. А вот Олимпиада в Ванкувере стала для нас соревнованием нереализованных возможностей. Фактически мы выступили так же, как и в Турине-2006. Есть о чем подумать.
РГ: Обычно по окончании спортивного года тренеры неустанно хвалят своих подопечных. А вы, кажется, не совсем удовлетворены выступлениями сборной?
Барнашов: Если бы я был доволен всем и вся, то, наверное, стоило бы уйти с этой работы. Просто команда по своему потенциалу способна на большее. Говорю сейчас, естественно, об Олимпиаде. Да, в Ванкувере мы завоевали два "золота" и тем самым намеченный план выполнили. Но, откровенно говоря, ожидали и, самое главное, были готовы выступить на порядок лучше. Поэтому, вполне естественно, что я не удовлетворен.
РГ: В то же время, согласитесь, что к примеру, снег, буквально обрушившийся на головы биатлонистов во время спринтерской гонки, заранее спрогнозировать представлялось крайне сложным?
Барнашов: Не спорю. И все же, если будем говорить, что нам просто не повезло, дальше мы не продвинемся. На главном старте четырехлетия команда очевидно находилась не в самой лучшей форме. Подготовились хорошо, но не идеально. Очевидно и то, что по ходу сезона мы допустили несколько ошибок. И сегодня их видим и признаем.
РГ: О каких просчетах вы говорите?
Барнашов: Где-то нам нужно было чуть раньше завершить подготовку на высокогорье, где-то наоборот, чуть больше нагрузить спортсменов. Все это очень тонкая подводка к стартам. Сейчас анализируем, ищем.
РГ: По окончании этого сезона большой спорт покидают Ольга Медведцева и Николай Кругов. Не жаль с ними расставаться?
Барнашов: Оля сделала очень многое для нашего биатлона. При этом, главное, успела родить двух детей. Конечно, нам жалко, что она уходит, но что поделать. Будем провожать, чествовать. Что касается, Круглова, то мы уже не раз говорили с Николаем на тему его ухода. Я надеюсь, что он передумает. Николай, бесспорно, еще может выступать на высоком уровне.
РГ: С кем идти к следующей Олимпиаде? Достойная смена есть?
Барнашов: Да. К Сочи будем вести Алексея Волкова, Виктора Васильева, Антона Шипулина. Ребята амбициозные, с высоким потенциалом. В этой же обойме молодых биатлонистов Женя Устюгов. Ему 25 лет, а по меркам нашего вида спорта, это только начало карьеры. У девушек среди совсем юных, кто пока не попадает в основную сборную, есть спортсменки, которые подают серьезные надежды. Пока обойдемся без фамилий. В первой команде раскрылась Яна Романова. Список можно продолжать. Поверьте, нам есть с кем работать.
РГ: Это хорошо, потому что ожидания перед Сочи будут совсем другими.
Барнашов: Честно говоря, я уже ощущаю это давление (улыбается).
РГ: На ваш взгляд, что конкретно нужно изменить в нашем биатлоном хозяйстве, чтобы команда достойно выступила на домашних Олимпийских играх?
Барнашов: Во-первых, не нужно искать чего-то сверхъестественного, что якобы может помочь в Сочи. У нас замечательная школа подготовки биатлонистов. Но ее необходимо привести в порядок. Смотрите, в последний раз мы по-настоящему хорошо выступили на Олимпиаде еще в 1994 году в Лиллехаммере. Там было завоевано три "золота". Затем: в Нагано - одно, в Солт-Лейк-Сити - одно, в Турине - два, и два сейчас - в Ванкувере. Однако до последних Игр эти неудачи оставались незамеченными. Потому что в общем командном зачете Россия стояла высоко. Теперь же мы видим - потеряна школа, благодаря которой наша сборная выигрывала одну-две золотые медали в трех дисциплинах. До 1992 года на Олимпиадах, как вы знаете, женского биатлона не было. Сегодня наш вид спорта стал существенно более медалеемким. И необходимо снова прийти к той работе. В том числе и в смысле объемов.
РГ: Что еще?
Барнашов: Организация тренировочного процесса и процесса восстановления спортсменов. Последнее очень важно. При всей совковости прошлого медицинские спортивные центры были на высочайшем уровне. Там имелась полная информация о каждом пациенте за много-много лет. Плюс нужно модернизировать техническую базу. Снаряды, на которых сегодня занимаются ребята, мало чем отличаются от тех, что использовались, когда еще я выступал за сборную СССР. Хотя Союз биатлонистов России, делает немало. Думаю, год-два и все будет в порядке.
РГ: Этот сезон стал для вас первым после возвращения на пост главного тренера сборной. Втянулись?
Барнашов: Правильное слово. Именно так. В команду я пришел за восемь месяцев до старта Олимпийских игр и существенных изменений в план подготовки внести уже не мог. Впрочем, этого делать и не нужно было. Но со следующего сезона мы уже будем работать по-другому. Так что лето будет напряженным.