05.04.2010 00:17
Культура

На роль Николая Лейкина, издателя журнала "Осколки", в фильме об Антоне Чехове "Львы, орлы и куропатки" приглашен Олег Табаков

Олег Табаков снимается на "Ленфильме"
Текст:  Светлана Мазурова
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (5149)
Читать на сайте RG.RU

На роль литератора Николая Лейкина, издателя столичного журнала "Осколки", в фильме об Антоне Чехове "Львы, орлы и куропатки" режиссер Виталий Мельников пригласил Олега Табакова.

Российская газета: Сейчас вы снимаетесь в кино редко. Здесь согласились без сомнений? Все-таки съемки не в Москве.

Олег Табаков: Действительно, времени нет. Но это особый случай. Чехов для меня - дорогая, отдельно стоящая фигура самого интеллигентного писателя России. Даже в роли Лейкина в фильме про Чехова стоит сниматься. Ну и, конечно, стоит сниматься, потому что это делает Виталий Мельников, один из немногочисленных оставшихся в российском кинематографе режиссеров, любящих, знающих и умеющих снимать кино. Такая приятная радость возвращения к Мельникову! Как говорится, наши "группы крови" идентичны.

РГ: Как вы готовились к роли, что читали?

Табаков: Я Чеховым интересуюсь давно и довольно последовательно. Если что-то любишь, то обычно и знаешь хорошо, возвращаешься, ищешь. Есть замечательная книга английского исследователя, профессора Дональда Рейфилда "Жизнь Антона Чехова". Сейчас в России выходит серия книг "Без глянца" ("Пушкин без глянца", "Чехов без глянца"), которую подготовил историк литературы Павел Фокин. Там очень много полезного можно почерпнуть из воспоминаний современников, писем. Кроме того, давно, еще будучи молодым, я внимательно читал письма Чехова. Так что мне Лейкин знаком и понятен.

РГ: Какова его роль в судьбе Чехова?

Табаков: Наверное, это то же самое, что происходит и сейчас: после смерти выдающихся людей обнаруживаются целые взводы их друзей, которые присутствовали во все поворотные моменты их жизни. Хотя у Николая Александровича Лейкина есть несомненное право на это - вспоминать и размышлять. Потому что он редактировал журнал, в котором Чехов начал зарабатывать небольшие, а потом и несколько бо/льшие деньги на жизнь. Это дает Лейкину основание по приезде Чехова в Петербург "угощать" им видных людей литературного мирка, как и дает ему право ощущать себя близким, необходимым писателю. И понятно его горе, неподдель ное, искреннее, когда Антон Павлович умирает. Наверное, это было самое яркое человеческое светило в его жизни.

Знаменитый актер и знаменитый режиссер не встречались в работе - после "Царской охоты" - двадцать лет.

- Но как будто не было этих лет, - рассказывает Виталий Мельников. - Взаимопонимание прежнее. В эти дни мы сняли с участием Олега Павловича начало картины, когда в издательстве Лейкина собираются журналисты и литературная богема. И закончили съемки финала, когда Лейкин приходит к Авиловой (возлюбленной Чехова) с вестью о том, что Чехов умер, плачет и говорит: "Великого русского писателя - в вагоне из-под устриц!" Ведь, как известно, тело Чехова прибыло в Москву в вагоне с надписью "Для устриц". Сначала нашего писателя перепутали с японским генералом. Потом долго не могли найти порожний вагон. Наконец взяли вагон-холодильник...

Уже сняты сцены, в которых занята "литературная тусовка", изображают которую Светлана Крючкова (романистка), Оксана Мысина (поэтесса), Алексей Девотченко (критик). Сцены встреч Лидии Авиловой с Львом Толстым (Иван Краско). Масленица, народные гуляния, снимали которые в Юсуповском саду и у Петропавловской крепости. Премьера "Чайки" на сцене императорского театра, "изобразил" который другой театр - Михайловский.

Кино и ТВ