05.04.2010 00:18
Культура

Cтартовал девятый Московский Пасхальный фестиваль

В России стартовал IX Московский Пасхальный фестиваль
Текст:  Ирина Муравьева Сергей Савостьянов
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (5149)
Читать на сайте RG.RU

В девятый раз в Большом зале консерватории стартовал музыкальный спутник главного православного праздника - Московский Пасхальный фестиваль.

На карте нынешнего Пасхального, посвятившего себя 65-летию Победы, тридцать четыре города - от Владикавказа до Хабаровска и от Вильнюса до Мирного, - более тысячи музыкантов из 12 стран, более сотни концертов за 36 дней, колокольные звоны, благотворительные акции, "пасхальный" скорый поезд с маэстро и оркестром Мариинского театра, который промчится 8000 км по российским регионам, недельный марафон детских хоров в Коломенском, традиционный open-air для ветеранов и москвичей на Поклонной горе в День Победы. Подробнее о IX Московском Пасхальном фестивале читателям "РГ" рассказал его руководитель маэстро Валерий Гергиев.

Российская газета: На Пасхальный вы вернулись после гастролей по Америке и Канаде, которые, судя по клипингам, потрясли и публику, и прессу. Такое часто бывает?

Валерий Гергиев: Когда российский театр привозит крупнейшие по музыкальным и исполнительским ресурсам оперные полотна - "Троянцы" Берлиоза, "Войну и мир" Прокофьева - это не может не вызвать интерес. Мы выступали шесть вечеров подряд в Кеннеди-центре в Вашингтоне, три вечера в Карнеги-холл в Нью-Йорке, в Торонто, в Монреале, в Оттаве, в Нью-Джерси, в Сан-Диего, в Сан-Франциско. Это крупнейшие гастроли, где основной миссией для нас было представить вершины русской музыкальной традиции: программы из сочинений Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Мы имели очень серьезный успех. И далеко не каждый раз приезжающие сюда коллективы - будь то немецкие, австрийские, французские - встречают хором похвал. Мы были действительно хорошо подготовлены к этим гастролям.

РГ: Во время гастролей Мариинки по Америке у вас в Мет прошла премьера оперы "Нос". Фактически это открытие для Нью-Йорка партитуры Шостаковича?

Гергиев: "Нос" никогда не шел в Америке. Да и у нас, если бы не Борис Александрович Покровский, поставивший в 70-е годы "Нос" в Камерном театре, долго бы не узнали о ней. В Мариинском театре мы в 2004 году сделали первую постановку с полным составом оркестра по партитуре. Теперь "Нос" появился в Метрополитен, причем на каждом спектакле в зале на 4000 не было ни одного свободного места! Кстати, огромный интерес к "Носу" был вызван и нашей записью оперы на лейбле Мариинский.

РГ: Вы разочарованы, что эта запись так и не получила Грэмми?

Гергиев: Нет, конечно. Я был бы рад, если бы получил граммофон, но остался доволен и когда его не получил. Потому что главный смысл Грэмми - не приз, а привлечение внимания к конкретным записям, лейблам. Попадание в номинацию для раскрутки нового лейбла Мариинский было важным. Наши диски уже отмечены как "лучшие" в Англии, Канаде, Америке. Запись "Носа" Шостаковича получила престижнейшую премию в области классической музыки MIDEM Classical Awards в Каннах. И когда мы готовили сейчас постановку "Носа", все музыканты в Мет знали нашу запись. Мы сделали спектакль вместе с южно-африканским художником, дизайнером Уильямом Кентриджем. Он предложил очень интересное визуальное решение с использованием документалистики, видео-дизайна, появлением на сцене "Дмитрия Дмитриевича", играющего на рояле. Кентридж еще и привел в Мет публику, которая прежде знакомилась с его работами где угодно, только не в опере. И можно только порадоваться, что опера Шостаковича в Нью-Йорке и "Война и мир" Прокофьева, которую мы показали во время гастролей в Вашингтоне, имели такой грандиозный успех. Теперь мы с мега-программами приехали в Москву на Пасхальный фестиваль. Привезли "Троянцев", с восторгом принятых в Карнеги-холл, оперу "Дон Кихот" Массне с участием выдающегося баса Ферруччо Фурланетто.

РГ: Известно, что нынешний Пасхальный вы посвятили ветеранам Великой Отечественной войны и 65-летию Победы. Что-то необычное планируете исполнить? Скажем, песни военных лет на бисы?

Гергиев: На бисы может звучать все что угодно - от вальса Чайковского до "Озорных частушек" Родиона Щедрина. Самое главное - это заряд хорошего настроения в зале. Мы будем играть симфонии Шостаковича: в Волгограде - 9-ю, "симфонию победы". В Воронеже - 6-ю, предвоенную. "Ленинградская" прозвучит в Доме музыки 9 Мая. Симфонии Шостаковича дадут определенную серьезную ноту, переживание. Но музыкальный сценарий, конечно, шире: это Чайковский, Щедрин, Гаврилин, Мусоргский, Прокофьев, Стравинский... Сам факт, что в Воронеже, Волгограде, Краснодаре, Кисловодске, Владикавказе будут слушать музыку в исполнении одного из известнейших оркестров мира, должно вызвать какую-то огромную эмоцию. Конечно, объехать все города, связанные с историей войны, невозможно. Но мне особенно жаль, что в самый последний момент сорвался Курск - этот город-символ героических усилий нашего народа. Хотелось что-то сделать для ветеранов. Дай им всем бог здоровья и чтобы они встречали праздник бодрыми и энергичными.

РГ: Но ветераны-то смогут попасть на концерты?

Гергиев: Это главная забота моя и всей команды фестиваля. Мы не собираемся выступать перед аппаратом. Для нас важно, чтобы к нам приходили люди, которые живут в этих городах. И ветераны - первые, о ком думает фестиваль. Стариков вообще надо особо поддерживать и защищать. Я надеюсь, что не десятки, а сотни ветеранов попадут на наши концерты. Готов даже давать дополнительные концерты - три-четыре раза для них играть. У нас есть еще один важный адресат - студенты, школьники, молодежь. Очень дорожу выступлением на Пасхальном фестивале в Московском университете. Я вообще сегодня исполнительские задачи не отделяю от образовательных, просветительских. И для меня важно не просто выступать - все и так знают, что коллектив Мариинки выступает до 700 раз в год, а вести более зрячую политику. Поэтому я согласился на предложение Петербургского университета стать деканом факультета искусств.

РГ: Теперь у вас официально есть 500 студентов. Чему собираетесь их учить?

Гергиев: Ну, не я буду учить. У меня целый список коллег, друзей - крупнейших музыкантов, режиссеров, дизайнеров, художников, архитекторов, которых я намерен привлечь к университету. Думаю, эффект будет довольно большим. В Мариинском театре мы уже второй год развиваем абонементы для молодежи. У нас есть и детский абонемент, и студенческий, и абонемент с Театральной академией. В новом сезоне будет уже три абонемента - "В Мариинский всей семьей".

РГ: Крупные весенние премьеры Мариинки: "Мистерия апостола Павла" Николая Каретникова и балет Родиона Щедрина "Анна Каренина", приурочены к Пасхальному. Щедрин для Мариинки - "живой классик", но "Апостол Павел" впервые появится на сцене?

Гергиев: Родион Щедрин для меня действительно серьезнейшая фигура не только музыкального театра, но и современной музыки. Я много исполняю его, но я также постоянно исполняю и музыку других современных российских композиторов. Мистерию Каретникова я впервые представил в концертном варианте в 1996 году в Ганновере, затем - на "Звездах белых ночей". Мы дружили с Николаем Каретниковым, много с ним общались, и я знаю, что он мечтал увидеть "Апостола Павла" на сцене. Это крупнейшее произведение длительностью около ста минут, с солистами, двумя хорами, с огромным составом оркестра. Премьеру готовит Алексей Степанюк, который сделал нам очень хорошо "Очарованного странника" Щедрина.

РГ: Но "Севильский цирюльник" Степанюка в прошлом году был чрезвычайно проблемным спектаклем. Не рискуете в такой тонкой, "сакральной" тематике?

Гергиев: Я жду интересного результата. Мне кажется, проблема в том, что многих режиссеров беспокоят вещи, о которых дирижеры никогда не думают. Дирижер - это стопроцентный раб композитора, а режиссер почти всегда видит себя не то доктором, не то воспитателем - даже если перед ним Верди или Моцарт. Многие режиссеры убеждены, что если не решить, как актуально должен выглядеть спектакль, то вообще ставить нечего. Даже в Метрополитен из трех последних премьер - "Аттила", "Тоска" и "Нос" - только в случае с "Носом" можно говорить о триумфе Шостаковича как театрального композитора. Я надеюсь, нам удастся создать органичный спектакль по "Апостолу Павлу". Мы ведь не можем все время рефлексировать, что у нас вышло не вышло. Наш театр работает как скоростной поезд. Мы стремительно несемся по всему миру, по России. И сегодня всех приглашаем на Пасхальный фестиваль.

Музыка