05.04.2010 00:56
Власть

Москва и Каракас решили выгодно использовать рынки друг друга

Президент Венесуэлы и российский премьер попытались найти мировое равновесие
Текст:  Олег Прасолов Пьер Сидибе
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (5149)
Читать на сайте RG.RU

Российский премьер слетал в Венесуэлу больше, чем просто с визитом. Москва вновь заявила о своих намерениях, Каракас морально поддержал, ведь обоим нужен многополярный мир.

Венесуэла встретила Владимира Путина привычной погодой - мягкой, солнечной, расслабляющей.

В ожидании Путина Уго Чавес вышел из дворца "Мирафлорес" и решил поближе познакомиться с российской делегацией.

- Кто здесь из России? - бросил Чавес в толпу венесуэльских журналистов, в которой, впрочем, все же отыскались пара-тройка отечественных представителей СМИ. На вопрос "РГ" об ожиданиях от предстоящей встречи с Путиным Чавес рассказал корреспонденту газеты: "Он - большой друг, он великий брат. Это храбрый человек, который сопротивляется давлению для того, чтобы проводить независимую политику".

Очень скоро к "Мирафлоресу" подъехал Путин. Как полагается, заиграли Гимн России, но тут случилось нечто необычное. До того стоявшие смирно солдаты венесуэльской армии вдруг хором затянули "Россия священная наша держава, Россия - любимая наша страна". Исполнение было настолько задушевным и с таким акцентом, что, конечно, вызвало у российской делегации смешанные чувства.

Впрочем, найти общий язык Путину и Чавесу было не сложно: освоение месторождений, поставка военной продукции, строительство автосборочного производства - повестка дня, словом, весьма насыщенная. Разумеется, начали с истории. Венесуэльский лидер сразу опроверг домыслы о том, что прошлое столетие было "американским веком" и напомнил о "научно-технологическом вкладе СССР и России в прошлом". Теперь же, по словам Чавеса, мир наблюдает "Россию, которую поднял ты, Владимир, и которую возглавляет Дмитрий Медведев с твоей неоценимой помощью". В довершение всего президент даже процитировал речь Путин на Мюнхенской конференции 2007 года. За нашим премьером дело не встало, он снова произнес похожую на ту речь и тоже перешел с Чавесом на "ты".

После чего Путин и Чавес перешли к энергетике. Венесуэльский лидер не скрывал, что в этой сфере много геополитики, Путин хоть и не говорил прямо, но не возражал. Более того, после Чавеса российский премьер встретился с президентом Боливии Эво Моралесом и тоже говорил об энергетике. В регионе, возможно, появится своя трубопроводная система, которую Латинской Америке поможет создать Москва. "Не думаю, что это ближайшее будущее, - заметил "РГ" министр энергетики Сергей Шматко, - но у нас есть все шансы поучаствовать в формировании инфраструктуры и в различных составляющих этого энергорынка". В Боливии есть газ, а значит, там можно развить весь технологический процесс ("Газпром" сейчас внимательно изучает все возможности), начиная от разведки и добычи и заканчивая транспортировкой по трубопроводу, считает Шматко и замечает, что газовая интеграция возможна как минимум среди стран АЛБА, куда входят Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Эквадор, а также островные карибские государства Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Содружество Доминики. "Это не геополитика, это гарантированный рынок для России на десятилетия, оцениваемый только в Венесуэле и только на первом этапе в минимум несколько миллиардов долларов", - сказал "РГ" Шматко.

- Всякий раз, когда мы собираемся, нефть поднимается в цене. Посмотри, Игорь, это нам предвещает хорошую судьбу, - с трибуны обратился Уго Чавес российскому вице-премьеру Сечину. Чиновник радостно закивал.

Повод для оптимизма и правда был: в пятницу был заключен контракт по совместному освоению нефтяного месторождения "Хунин-6", одного из крупнейших в мире. В рамках документа ведущие российские компании, объединенные в "Национальный нефтяной консорциум", выплатят 1 млрд долларов и еще такую сумму за работу на блоках Айякучо-2, Айякучо-3 и Хунин-3 в качестве "входных билетов".

Россия и Венесуэла решили выгодно использовать рынки друг друга

Помимо топлива, страны решили развивать и гидроэнергетику. В начале февраля в Венесуэле случилась самая сильная с 1947 года засуха, которая привела к резкому падению уровня водохранилища гидроэлектростанции "Гури", вырабатывающей 70 процентов потребляемой в стране электроэнергии.

Как заметил "РГ" и.о. председателя правления "Интер РАО ЕЭС" Борис Ковальчук, стране надо диверсифицировать энергетику. Поэтому Каракас просит у Москвы тепловых генераций. В ходе переговоров, рассказал Ковальчук, заключили два предварительных контракта: один посвящен строительству станции, работающей на нефтяном коксе, другой предполагает поставку в Венесуэлу газотурбинных установок. Оба соглашения тянут на 1,25 млрд долларов инвестиций.

Скорее всего, эти проекты будут частично профинансированы российско-венесуэльским банком, о создании которого договорились еще в прошлом году. Впрочем, у Венесуэлы еще есть возможность взять у России кредит: 2,2 млрд сроком на 7 лет, подтвердил "РГ" замминистра финансов Дмитрий Панкин. "Они не берут, им пока не надо. Нужно будет - возьмут", - коротко объяснил суть проблемы Путин. Как бы то ни было, эти деньги должны пойти на приобретение российского оружия. "Я не знаю, сколько из этого кредита пойдет на покупку военной техники. Знаю одно, Путин заплатил", - улыбнулся Чавес. По его словам, США не хотят сотрудничать с Венесуэлой по линии вооружений. Российский премьер тут же вступился за Чавеса (оба отвечали на вопрос британского журналиста): "Все страны мира тратят на вооружение меньше, чем США. Поэтому вопросы по поводу того, что укрепление обороноспособности небольших государств может кому-то угрожать, мне кажутся некорректными".

Кроме подписанных соглашения о продаже российских самолетов Ту-204, Ил-86 и Ан-148, состоялась и передача заключительной партии российских вертолетов, а также самолета-пожаротушителя Бе-200.

Россия и Венесуэла решили выгодно использовать рынки друг друга: Каракас - для сбыта своей сельскохозяйственной продукции, а Москва, чтобы осчастливить беспечный южный народ своими "Ладами". Скоро на континенте появится автосборочное производство машин АвтоВАЗа. Мощность завода будет доходить 30 тысяч автомобилей в год, само предприятие должно заработать в 2012-2013 годах, пояснил "РГ" замглавы минпромторга Денис Мантуров. Для того чтобы венесуэльцы уже сейчас оценили все преимущества российских авто, АвтоВАЗ в минувшую пятницу пристроил 2250 машин "Лады" на общую сумму 17,5 млн долларов.

Иными словами, Россия показала, что ей есть что предложить Венесуэле, чтобы построить какой-никакой многополярный мир. Помимо освоения месторождений, оружия, машин стороны договорились о строительстве первой в стране АЭС и прикинули сотрудничество в космической сфере. В свою очередь лидер венесуэльской революции, кроме нефти, "согласился" поставлять в Россию бананы (по ним было даже отдельное соглашение), кофе, какао и цветы. Наши компании вложат в латиноамериканскую республику миллиарды долларов. В Москве же "живых" денег от Чавеса никто не ждет. Зато как посчитала служба венесуэльского протокола, фраза "Россия Венесуэле - друг" звучала в тот день 11 раз.

Внешняя политика