Глава минтранса Игорь Левитин, инспектируя федеральную трассу "Холмогоры", принял решение в ближайшие два года решить проблему пробок на выезде с Ярославского шоссе из столицы. Здесь проходит 120 тысяч автомобилей в сутки, и нередки пробки.
Существующие четыре полосы на этом участке предполагается расширить до 10, пояснил Игорь Левитин корреспонденту "РГ". Появится и отдельный выезд из города Мытищи. Для этого придется снести несколько строений. До существующих заборов помещается две полосы, а еще под две полосы надо освобождать место, сказал министр.
На трассе есть и другие узкие места, которые осложняют жизнь. Одно из них Тарасовка. Скорее всего, дорогу в населенном пункте трогать не будут, предполагается прокладка обхода. В любом случае расширение узких мест, которые сейчас являются основной проблемой Ярославского шоссе, могут стоит в два раза больше, чем пущенная более года назад развязка в Мытищах и Королеве (7 миллиардов рублей в ценах 2008 года). Две трети затрат пойдут на перенос линий электропередачи, газо- и нефтепроводов.
Эти расходы до сих пор включают в стоимость строительства дорог. Причем при переносе коммуникаций владелец обычно старается улучшить их за счет федерального бюджета. И пока механизма противодействия этим дорогим "маленьким хитростям" не существует, подчеркивают дорожники.
Конечно, есть проблемы в сметах, в нормативах, согласился Игорь Левитин. Но главное, по его мнению, разделить статьи "строительство дорог" и "подготовка территории под него". В Европе, например, так и делают.
Помимо реконструкции выезда, на трассе "Холмогоры" предполагается строительство развязки на 47 километре. Здесь будет проходить Центральная кольцевая дорога. Уже есть проект с ЦКАД от Ярославского шоссе до дороги М-7 "Волга", которая проходит через Нижний Новгород, Казань и Уфу. На этот участок ЦКАД планируется отвлечь основной поток грузового транспорта, который идет из Хельсинки, Санкт-Петербурга и уходит на Урал. Но сначала надо будет найти концессионера, сказал министр.
Затронул Игорь Левитин и вопрос о воссоздании дорожных фондов. Минтранс уже представил в правительство предложение на региональном уровне перечислять транспортный налог и акциз на бензин на отдельный счет. На федеральном уровне аккумулировать сборы с двенадцатитонных грузовиков. Причем дорожники смогут использовать деньги с этого счета только на развитие, строительство в рамках утвержденной федеральной целевой программы, а не на текущие расходы.
Но проблема в том, что взимать сборы с 12- тонных грузовиков пока нельзя. Сначала надо создать систему учета их проезда. Есть два варианта. Первый - установка специальных рамок на дорогах - очень дорогостоящий, который не сможет покрыть всей территории. Второй более экономичный, с использованием датчиков ГЛОНАСС, которые обяжут в рамках техрегламента ставить на всех двенадцатитонных грузовиках. Тогда большегрузы можно будет отследить не только на федеральных трассах, но и на региональных дорогах, которые в основном не рассчитаны на эту нагрузку.
Конечно, в больших городах проблему с пробками не решить простым расширением трасс. На данный момент в минтрансе идет подготовка предложений, которые ограничили бы возможность местных властей возводить недвижимость без согласования с ГИБДД и самим минтрасом, которому переданы полномочия управления транспортными потоками. В Европе все градостроительные планы согласовываются с транспортниками, констатировал Игорь Левитин. У нас в городах, если есть пятно, там строится не развязка или участок дороги, а дом. Причем не учитывается, что стоимость квартиры зависит от ее транспортной доступности, добавил он.