Вчера в Горках глава государства обсудил с министрами то, как они выполняют его поручения в сфере транспортной инфраструктуры. Как выяснилось, установленные президентом сроки правительство соблюдает не в полной мере.
Совещание должно было пройти еще на прошлой неделе, но теракты в столичном метро внесли свои трагические коррективы: пришлось говорить совсем о других проблемах на транспорте. Вчера же Дмитрий Медведев предложил обсудить положение дел со строительством объектов транспортной инфраструктуры.
В прошлом году на строительство федеральных дорог было потрачено более 126 млрд рублей. "Что, с одной стороны, вроде бы немало, с другой стороны - совсем мало, с учетом того, в каком государстве мы живем, какие коммуникации у нас имеются", - отметил президент. "В значительной степени они ниже всякой критики", - добавил он. Еще 67 млрд рублей было израсходовано на содержание дорог. "Важнейшая задача - снижение стоимости строительства и удельных расходов по дальнейшей эксплуатации объектов инфраструктуры", - в который раз напомнил Медведев.
"К сожалению, сказать об этом проще, чем сделать, - признал он. - Ситуация пока слабо меняется". Так, в ноябре на президиуме Госсовета в Ульяновске был дан ряд поручений. В частности, говорилось о принятии нормативных актов по развитию скоростного автомобильного и высокоскоростного железнодорожного движения, о совершенствовании практики применения концессионных соглашений и расширении их форм (по западному опыту), о нормативном обеспечении размещения госзаказа и заключения долгосрочных контрактов на строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры.
Президент дал поручение подготовить предложения по организации устойчивого финансового обеспечения строительства, ремонта и содержания дорог за счет целевых источников финансирования.
Но сделано было мало. Поэтому Медведев довольно строго поинтересовался о причинах задержки. И сам перечислил, что до сих пор не готово.
В частности, у минтранса уже есть предложения, а вот правительство по ним свою позицию еще не выработало. Срок исполнения поручения был продлен до 30 июня. Кроме того, Белый дом должен был разработать нормативные акты по расширению форм заключения концессионных соглашений. Минтранс опять написал законопроект, но он пока остался на стадии согласования с минфином и минэкономразвития. "Позиция правительства не сформирована, - недовольно заметил президент. - Срок - первое марта. Сегодня три месяца".
Также до 1 апреля правительство должно было представить предложения по совершенствованию механизма госзаказа. И снова это не было сделано. "Плохо, - оглядел чиновников глава государства. - Надо обсудить, каким образом из этой ситуации правительство будет выбираться... когда эти документы будут готовы".
После чего напомнил, что в Послании Федеральному Собранию говорилось о необходимости поменять механизм строительства автодорог. Президент считает необходимым также перейти к одновременным торгам на строительство и эксплуатацию дорог для создания стимулов к снижению расходов бюджета. Он предложил правительству подготовить соответствующие нормативные акты.
После чего перешел к другой, не менее, а может, и более актуальной теме. Безопасности на транспорте. Президент дал понять, что здесь промедление недопустимо. "Работу надо организовать максимально эффективно, - напутствовал он. - Это даже не просрочки по исполнению поручений, это безопасность". Напомним, что президент подписал указ о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Согласно документу за четыре месяца надо утвердить комплексную программу, до 31 марта 2011 года оснастить уязвимые объекты спецустройствами, а саму систему создать до 1 января 2014 года.
Выслушав речь президента, чиновники перешли к докладам. Министр транспорта Игорь Левитин рассказал об организации высокоскоростного сообщения, напомнив о том, что была создана госкомпания "Росавтодор". Главная задача, уточнил он, заключается в том, чтобы сформировать сеть автомагистралей с привлечением внебюджетного финансирования.
- Она начала работать? - уточнил про "Росавтодор" президент. И напомнил, что выдвигал эту идею, еще когда баллотировался в президенты.
- Программа работает, - немедленно заверил Левитин. "Росавто дору" передадут М1 "Беларусь" и М4-"Дон". Кроме того, министерство вместе с научными и зарубежными организациями готовит новые стандарты качества автодорог. Источники финансирования на 2010-2012 гг. уже определены, есть госгарантии на облигации, которые размещены юридическими лицами для трех инвестиционных проектов.
- Чьи? - спросил про облигации Медведев.
- Концессионеров, которые выиграли конкурсы, - не стал уточнять министр и добавил, что под "Росавтодор" отрабатывается пилотная эмиссия на 3 млрд рублей.