Сегодня критика российской милиции достигла своего наивысшего подъема, сравнить ее можно разве что с девятым валом во время морской бури. И не без оснований - уж очень часто стали встречаться перевертыши в погонах.
Они даже затмили то, что большинство сотрудников - совершенно нормальные люди, которые ежедневно не за страх, а за совесть, несмотря на мизерную зарплату, слабую социальную защищенность, устаревшую правовую базу, выходят на службу для защиты населения. Чем же мы можем помочь нашей родной милиции?
В первую очередь новым Законом о ней.
Закон Российской Федерации N 1026-1 "О милиции" был подписан и принят еще во времена Верховного Совета РСФСР 18 апреля 1991 года. Мало кто знает, но с тех пор в документ внесено аж 32 поправки. Причем большинство из них необоснованно расширили круг обязанностей, в том числе и несвойственных или неактуальных для милиции. Например, были созданы малоэффективные подразделения милиции в сфере потребительского рынка. Подразделение по контролю за оборотом алкоголя. Кстати, около этой проблемы сегодня семь контролирующих государственных структур. Появилось подразделение, должное заниматься контролем за выпуском контрафактной продукции. Но здесь обязаны трудиться службы экономической безопасности производителей.
Новшества привели к колоссальным затратам, отвлечению человеческих и финансовых ресурсов.
А вот вопросы повышения социальной и правовой защищенности сотрудников милиции за редким исключением так и не нашли своего разрешения. Например, порядок и размеры оплаты рабочего времени, отработанного сверх установленной нормы. Нет реальных, а не декларативных норм о профессиональных союзах сотрудников милиции. Не урегулирован вопрос по обеспечению милиционеров в первоочередном порядке крышей над головой. Сегодня по закону получается так - право на квадратные метры у сотрудников милиции есть, а жилья нет. Об ответственности должностных лиц за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты сотрудников милиции можно только гадать. По закону непонятно с кого спрашивать несоблюдение закона и в каких случаях это делать. Все эти вопросы так и остались неизменными в законе о милиции прошлого века.
Юристам достоверно известно, что был подготовлен новый базовый законопроект о правоохранительной деятельности и Закон "О милиции", но более пяти лет он так и не был рассмотрен. А без законодательного урегулирования намерения по модернизации милиции могут остаться только благими пожеланиями.
Мы уже были свидетелями несостоявшейся передачи функций медвытрезвителей от нас в мин здрав в 90-е годы прошлого столетия. Это не случилось, несмотря на принятые решения в самых высоких инстанциях. При нас "раздували" штаты всевозможных подразделений МВД.
Многие молодые оперативники хотят поработать в следственно-оперативной группе над раскрытием преступлений. Но этому мешают противоречия между органами следствия при ОВД и органами милиции, хотя работают они под одной "вывеской" и чаще всего даже в одном здании. Раньше эти взаимоотношения жестко регламентировались приказом МВД, согласованным с Генпрокурором.
Регламент работы членов следственно-оперативной группы на месте совершения преступления населению вообще неизвестен. Неумелые пояснения сотрудников пресс-служб ОВД, кроме недоумения и досады, ничего другого не вызывают. Руководителям милиции нужно научиться работать с журналистами на месте совершения преступления. Четко, предельно конкретно доводить до сведения россиян регламент работы следственно-оперативной группы на месте происшествия. Делает же это Генпрокуратура России!
С "легкой" руки милицейских чиновников непомерно расширилась сеть ведомственных вузов МВД по подготовке кадров, начиная с несовершеннолетнего возраста. Фактически в милицию без прохождения службы в Вооруженных силах приходят вчерашние школьники, которым обязаны доверить оружие, в том числе автоматическое, руль автомобиля, в том числе служебного. Молодому человеку без жизненного и профессионального опыта сложно стать Глебом Жегловым.
В милиции кадры нужно восполнять за счет выпускников всех юридических вузов страны. Это сократит нагрузку на федеральный бюджет, уменьшит влияние фактора корпоративности, поднимет статус милиции.
Проблема дорожно-транспортных происшествий в последние годы приобрела ранг государственной, в том числе и для Госдумы. Складывается впечатление, что без сообщений об автокатастрофах в том или ином регионе России выпуск любого электронного или печатного СМИ выглядит неполным.
Несмотря на пристальное внимание к милиции средств массовой информации, люди в милицейской форме на дорогах продолжают стрелять в невинных (Республика Тыва), заниматься массовыми поборами (Астраханская область). Обществу внятно так никто и не ответил, что же происходит.
Ежегодно лихорадочно "латаем" Правила дорожного движения, Закон "О милиции".
Может быть, настала пора вспомнить о забытой, но эффективной форме работы с сотрудниками милиции, в том числе о наставничестве, общественных Советах, которые вообще как институты гражданского общества создавались по замыслу президента России именно рабочим органом. Большим подспорьем в такой работе явились бы и созданные проф союзы сотрудников милиции.
И еще об одной проблеме. Сотни и даже тысячи общественных организаций, будучи по названию сторонниками МВД, ОВД, только декларируют свои достоинства и устремления к социальной справедливости и защите. Начинать надо с того, что каждой общественной и ветеранской организации взять под свою опеку, в том числе и финансовую, по одной или несколько семей, где живут сироты, вдовы, инвалиды - сотрудники милиции. И помнить о них не только в День милиции.