06.04.2010 22:59
Общество

Ушел из жизни летчик-космонавт СССР Виталий Севастьянов

Текст:  Валерий Родиков
Читать на сайте RG.RU

Преподаватель Гагарина

Видимо, он не хотел остаться в памяти друзей на больничной койке, и даже своему напарнику по космическому полету на "Салюте-4" в 1975 году Петру Климуку, который не раз порывался навестить его в госпитале, говорил по телефону: "Вот поправлюсь, тогда повидаемся".  Не довелось.

Всего неделю не дожил он до "Дня космонавтики", всенародного праздника, который был для него и профессиональным, и три месяца до своего 75-летия.

Он родился в Красноуральске. В 1945 вернулся отец с войны, которую он оттрубил шофером от звонка до звонка. Пришел совершенно седым, а ему было всего 35 лет. Вскоре семья перебралась в Сочи.

Море приворожило мальчика. После седьмого класса даже собирался даже поступать в батумскую мореходку. Но воспротивился отец: "Кончи десять классов, тогда будешь выбирать профессию". А после десятилетки, которую он закончил с золотой медалью, выбор был обширный, тогда медалистов принимали без экзаменов. Юноша предпочел один из самых престижных вузов МАИ.  Там на третьем курсе его застало известие о запуске первого спутника. На 4 курсе ученый совет МАИ присудил ему стипендию имени авиаконструктора Н. Н. Поликарпова за студенческую научную работу - "Возвращение крылатого аппарата с орбиты ИСЗ на Землю". 

Еще за год до окончания института он стал сотрудником знаменитого королевского ОКБ-1. Причем в отдел №9, которым руководил Михаил Тихонравов, создатель первой жидкостной ракеты и первого искусственного спутника.

В феврале 1959 года юноша защитил дипломную работу: "Возвращение многоразового пилотируемого космического корабля с орбиты спутника на Землю". Материалы дипломной работы были сданы на хранение под грифом "Совершенно секретно". Рукой Королева на работе начертано: "Хранить вечно".

А через год, будучи уже аспирантом, читал курс лекций по механике космического полета космонавтам первого отряда, в том числе и Юрию Гагарину. В апреле 1965 года защитил диссертацию в МАИ и получил степень кандидата технических наук.

Вижу холодный свет

А в 1966-м  Виталий сам стал космонавтом, войдя в первый гражданский набор ОКБ-1. С февраля 1967 по февраль 1969 года проходил подготовку по программе облета Луны (УР-500К - Л1) и посадки на Луну (Н1 - Л3) в составе группы космонавтов и в экипаже с Павлом Поповичем. Но - не судьба! Программу облета закрыли.

1 июня 1970 года Виталий Севастьянов наконец полетел в космос на "Союзе-9" в качестве борт-инженера. Командиром был Адриан  Николаев. Приземлились 19 июня. Полет такой продолжительности осуществлен был впервые. Севастьянов и Николаев после 18 суток полета по возвращении стоять не могли: атрофия мышц, сосудистая реакция. При более длительных полетах наступает деминерализация - уходят соли кальция, фосфора из костей. Они чувствовали себя так плохо, что многие пришли к выводу: длительные космические полеты невозможны. Адриан так полностью и не восстановился - врачи запретили ему летать. Виталий оказался выносливее. Только в мае 1975 года состоялся  второй полет, и опять рекордный (63 суток). На этот раз с Петром Климуком на "Салюте-4". Правда, достижение было не мировое, а для нашей страны. Побить рекорд американцев тогда не удалось. Свой сороковой день рождения Виталий Иванович отмечал в космосе. А накануне он записал в своем дневнике: "Среда, 40-е сутки полета Вчера вечером и сегодня мы наблюдали ещё одно чудо природы серебристые облака. Эти облака находятся на высоте 60-70-80 километров.

Природа их полностью неизвестна. На всей Земле их наблюдали не более тысячи раз. И вот мы наблюдаем их в космосе. Впервые. Мы действительно первооткрыватели…Серебристые облака завораживают. Холодный белый цвет - чуть матовый, иногда перламутровый. Структура либо очень тонкая и яркая на границе абсолютно черного неба, либо ячеистая, похожая на крыло лебедя, когда облака ниже венца".

Серебристые облака - одна из загадок природы. В ночь после Тунгусской катастрофы 30 июня 1908 года они повсеместно наблюдались в западной Европе и России, став источником оптических аномалий, которые и сегодня до конца не поняты.

Коктейль космонавта

Виталий Иванович был разносторонним человеком. Любил шахматы, кандидат в мастера.  В 1977 году он был избран президентом Шахматной федерации СССР. Пробыл им 12 лет. Хорошо знал немецкий. Подрабатывал даже в Интуристе переводчиком до поступления в отряд космонавтов. У него определенно был литературный дар. Писал книги, статьи. Среди них - "Дневник над облаками" - первые литературные впечатления с орбиты. Вел телепередачу "Человек. Земля. Вселенная", репортажи с орбиты.

И жена его Алевтина Ивановна была из литературного мира. Работала заведующей редакцией в одном из книжных издательств, кажется, в "Современнике".

Как-то автору этих строк довелось быть на квартире у Виталия Ивановича, что у памятника Юрию Долгорукова. Квартира напоминала проходной двор. Один уходит - другой приходит. Мне пришлось просмотреть целый фильм по диковинному тогда "видаку". Хозяин долго беседовал с художником Шиловым. Как я понял, ему надо было помочь с квартирой и походатайствовать перед тогдашним мэром Промысловым.

Душа у Виталия Ивановича была широкая и на помощь, и на угощение. Потому и пришлось исхитряться Алевтине Ивановне и готовить "медовуху". Рецепт вполне земной: спирт, вода и мед. 

Я где то вычитал, что  Виталий Севастьянов считается автором коктейля, популярного в американских барах в середине 70-х годов. Коктейль этот представляет собой смесь одной части водки, одной части армянского коньяка, одной части джина, и одной части бренди. А называется он "Союз-Аполлон" (там половина компонентов наша, а половина - американская).

В 1990 году его признали годным только для кратковременных полетов. 0н окунулся в политику и декабря 1993 года уволен из НПО "Энергия" и из отряда космонавтов в связи с переходом на работу в Государственную Думу.

В 1963 году Виталий Иванович вступил в КПСС. И до конца жизни не стал поступаться принципами.
 

Космос