"Круглый стол" в Совете Федерации на тему "Таможенный союз; правовое обеспечение и пути развития", состоявшийся 30 марта, подтвердил не только короткие сроки создания дееспособного таможенно-экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана, но и проблемы, компромиссное решение которых может не уложиться в сжатые сроки. Ибо со второго полугодия 2010 года должны быть окончательно введены общие таможенные правила и наднациональные структуры Таможенного союза (ТС).
И этот форум, и экономическая политика стран - членов ТС обозначили различия в интерпретации правил ТС. Если Астана, и особенно Минск, настаивают на тщательной доработке спорных вопросов, на сохранении некоторых функций у национальных таможенных и экономических ведомств, то российская сторона фактически ускоряет создание наднациональных структур и правил, что, по ее мнению, не повредит урегулированию оставшихся спорных трактовок.
Диссонанс косвенно подтвердил председатель Совета Федерации Сергей Миронов на упомянутом форуме: "Парламентам трех стран предстоит большая работа по ратификации документов в рамках Таможенного союза. Предстоит также многое сделать для унификации законодательств в антимонопольной и других сферах". В этой связи С. Миронов дал понять, что отсрочек в упразднении национальных таможенных правил не будет: "Премьер-министры Беларуси, России и Казахстана в июне должны принять политическое решение о прекращении внутренних таможенных процедур между странами Таможенного союза".
Это же подтвердил Сергей Глазьев, ответственный секретарь Комиссии ТС. Кроме того, по его словам, "уже готовится пакет из 17 документов, дополняющих Таможенный кодекс Союза. Эти документы планируется рассмотреть на заседании Комиссии ТС 16 апреля. Также на это заседание выносятся соглашения о распределении экспортных и импортных пошлин. Планируется, что премьер-министры трех стран утвердят эти документы до конца мая".
С. Глазьев подчеркнул, что "в основе расчетов внутри- и внешнеэкономических выгод единого таможенно-экономического пространства трех стран был метод межотраслевого баланса". По данным С. Глазьева, "с началом работы ТС уровень экономической активности в странах Союза за счет ликвидации таможенных барьеров вырастет на 15-17%, и особенно в машиностроении".
Делегации других стран проявили больше конкретности. В том числе по уточнению категории - "рост экономической активности".
Председатель Комиссии Совета нацсобрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам Вадим Попов отметил: "Вынесение за скобки ряда товарных позиций и вопросов по ним не отвечает духу создаваемого Таможенного союза. В поле зрения Комиссии ТС должны быть и вопросы преференций, субсидирования, конкуренции. Кроме того, необходимы компромиссные решения по национальным свободным экономическим зонам (СЭЗ). Беларусь считает целесообразным учитывать нормативы, действующие в национальных СЭЗ, и не стремится к ускоренному наднациональному регулированию ныне работающих СЭЗ в странах-членах".
Дело в том, что белорусские СЭЗ лидируют в экс-СССР, во-первых, по темпам привлечения производственных капиталовложений - национальных и зарубежных. А во-вторых, по выпуску товарной продукции и услуг. Поэтому ускоренная ликвидация белорусского законодательства по СЭЗ будет сопряжена для Беларуси с внутри- и внешнеэкономическим ущербом.
В. Попов обратил внимание и на свободное перемещение в рамках ТС товаров и услуг Беларуси и Казахстана, пользующихся растущим спросом в России. Например, это белорусская сельхозтехника. По данным белорусского делегата, в общем объеме сбыта товаров сельхозмашиностроения в странах ТС доля Белоруссии уже превышает 70% (по россйиским и казахстанским данным, свыше 60%). По мнению Минска, пользующиеся растущим спросом товары и услуги должны беспрепятственно доходить до конкретных потребителей в требуемых ими объемах.
Подходы Астаны к этим вопросам были схожими, но лаконичными. Член Комитета по финансам и бюджету сената Казахстана Рашит Ахметов напомнил, что наряду с выгодами ТС, "к сожалению, в Таможенном кодексе Союза имеются 182 отсылочные нормы к национальным законодательствам, которые непременно требуется взаимно гармонизировать. Нужны также особые меры по усовершенствованию администрирования по налогам, эффективно противодействуя лжепредпринимательству, напрямую связанному с "черным" и "серым" импортом". То есть предложено совместно предотвращать реэкспорт товаров и услуг в страны - члены ТС по фальсифицированным документам, в которых страной происхождения товара или услуги значится государство - участник Союза. Кстати, такие проблемы возникали в связи с реэкспортом через Белоруссию в РФ большого ассортимента товаров и услуг из ближнего и дальнего зарубежья.
Похоже, жесткие сроки формирования полноценного Таможенного союза пока запаздывают в сравнении с темпами устранения спорных вопросов между странами Союза.
Предварительное распределение единых ввозных пошлин ТС по бюджетам стран-частниц Таможенного Союза