07.04.2010 00:30
Экономика

В России для повышения инвестиционной активности энергокомпаний необходимы новые стимулы

Для повышения инвестиционной активности энергокомпаний необходимы новые стимулы
Российская газета - Экономика: Топливно-энергетический комплекс №71 (5150)
Читать на сайте RG.RU

Одной из ключевых задач на ближайшие годы является уход от сырьевой направленности. Об этом заявил президент Дмитрий Медведев в Омске на совещании по развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России. При этом он напомнил, что ТЭК обеспечивает почти треть ВВП страны и 40% всех поступлений в бюджет.

По мнению главы государства, прошедший год для энергетиков был непростым. "Производство ресурсов сократилось на 5%. Если показатели по нефти положительны, то по газу произошло падение. Произошло это по объективным причинам", - заметил президент. Однако, по словам экспертов, это прошлый год был сложный, но уже с конца года идет устойчивое восстановление стабильного тренда. В этом году прогнозируется добыча около 495-496 миллионов тонн нефти. Это достаточно стабильный прогноз.

Не умаляя значимость ключевой задачи на ближайшую перспективу - модернизации экономики, президент назвал важнейшим приоритетом страны развитие ТЭК. Экономическое благополучие его населения не мыслимо без этой отрасли. На этот год в бюджете запланировано 59 долларов за баррель. В январе, по словам Игоря Сечина, эта цифра равнялась в среднем 76, в феврале ожидается чуть больше 71. Это, безусловно, даст дополнительные поступления в казну. Диверсификация маршрутов - это прежде всего приоритетное строительство второй очереди ВСТО наших магистральных систем от Западной Сибири до Тихого океана, расширение КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) и дальнейшая прокладка трубопровода в сторону порта Усть-Луга - БТС-2 (Балтийская трубопроводная система-2).

Какие задачи перед отраслью президент потребовал решать в первую очередь? Во-первых, необходимо сформировать и запустить долговременный рынок электрической мощности и создать условия для инвестирования в новую генерацию.

Во-вторых, нужно ускорить модернизацию существующих и строительство новых нефтеперерабатывающих предприятий, наладить производство высококачественных и конкурентоспособных нефтепродуктов, которые соответствуют мировым стандартам. Это, по мнению главы государства, должно быть приоритетом всех российских крупных компаний.

В-третьих, необходимы действенные стимулы для повышения инвестиционной и инновационной активности компаний ТЭКа для разработки ими новых месторождений и рационального пользования недрами. Для тех предприятий, которые занимаются разработками новых месторождений углеводородного сырья, по словам президента, "необходимо будет подготовить предложения и по экспортным пошлинам, и по предприятиям, которые работают в сложных условиях". Кроме того, "это потребует внесения соответствующих изменений в налоговое и таможенное законодательство, а также совершенствования всей системы государственного регулирования в этой сфере", - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Особого внимания требует к себе угольная отрасль. Придется решать вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности этого вида топлива и с промышленной безопасностью предприятий.

Президент также подчеркнул, что необходимо создать единую систему контроля за перемещением нефтепродуктов и единый перечень нефтепродуктов для таможенного оформления.

Отдельной проблемой остается использование попутного газа. Однако вице-премьер Игорь Сечин заверил главу государства, что уже готовы показать новые технологии, которые применяют наши компании. "Если будет возможность выезда на месторождение - покажем, как это работает", - пообещал вице-премьер. Действующие в нашей стране станции работают на старых технологиях и обеспечивают в районе 35-38 процентов. Современные же выдают КПД в диапазоне 60-62 процентов ".

К сожалению, одно направление ТЭКа в последнее время на совещаниях, посвященных отрасли и, в частности, энергетике, почему-то оказалось почти забытым. Хотя находится в одном ряду с современными технологиями и энергоэффективной экономикой. Это малая энергетика. А ведь в начале ХХI века "зеленая энергетика" стала глобальной социально-политической инновацией. Подавляющее число государств сделали малую энергетику своим приоритетом. Стали появляться "зеленые" города. Самое неожиданное, что первый в мире город с нулевым уровнем выбросов СО2 (Масдар-сити) появился в стране, которая полностью зависит от экспорта углеводородов, - Объединенных Арабских Эмиратах.

Энергетику стали рассматривать как инструмент социально-экономического развития территории, не ограничиваясь функцией энергоснабжения. Имеются в виду города и поселки как экспериментальные площадки, проявляющие передовые модели жизнедеятельности; вузы и технопарки - как входные ворота глобального трансферта талантов и технологий. А также корпорации развития - как способ рачительного использования государственных капиталовложений и привлечения глобального венчурного капитала.

Существует несколько признаков отнесения совокупности энергетических объектов или энергетических систем к малой энергетике: небольшая установленная мощность генераторов различных типов (газовых, дизельных, атомных и других) - до 100-150 МВт, локальные системы не связанные с Единой национальной энергетической сетью. Кроме того, принято к малой энергетике относить также "зеленую энергетику" или нетрадиционные и возобновляемые источники энергии - ветряные, солнечные, геотермальные, приливно-отливные, биотопливные, водородные, фотоэлектрические, работающие на бытовых отходах и древесине.

Но главный признак малой энергетики в том, что ее доля в энергобалансе незначительная и составляет чуть более одного процента.

Особый интерес к малой энергетике возник в последней четверти ХХ века и являлся материальным выражением "зеленого" движения за сохранение не возобновляемых первичных энергоресурсов и сохранение окружающей среды обитания. Это были безумно дорогие технологические инновации, поддерживаемые двумя-тремя государствами, направленные на удовлетворение социальных потребностей очень небольшой группы людей, но привлекавшие серьезное внимание социологов и футурологов.

Осознание экологических последствий развития индустриального общества, рост стоимости первичных энергоресурсов как течения навстречу друг другу в первом десятилетии нынешнего столетия сделали малую энергетику экономически привлекательной.

Интерес проявил технический менеджмент. Начали создаваться энергетические системы на основе комбинаций использования различных первичных энергоресурсов. Ветро-дизельные, солнечно-ветровые, гидро-ветро-солнечные, дизельно-ветро-водородные станции с аккумуляторами энергии.

Стало понятно, что объекты малой генерации хорошо, а главное легко и эффективно сочетаются с "умными" распределительными электрическими сетями.

Потребитель может получить уникальный продукт - сам сконструировать для себя энергетическую систему, которая обеспечит его потребности в заданных параметрах, в заданное время с максимальной эффективностью и надежностью.

Появились предпосылки смены энергетической модели: с производитель - потребитель на потребитель - производитель, в которой потребитель может сам удовлетворить свои энергетические потребности, предложив излишки рынку.

Если в конце ХХ века малая энергетика была объектом применения пытливого ума и предпринимательского таланта малого и среднего бизнеса, то за последнее десятилетие все глобальные энергетические и энергомашиностроительные компании сделали своим приоритетом участие в ней, создавая сотни тысяч рабочих мест.

Может, пора и малой энергетике дать "зеленый свет" в большую энергетику?

Энергетика