Испытать отечественные навигационные системы пользователи сотовых телефонов смогут уже в следующем году, - пообещал вчера генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич, отвечая на вопрос "РГ".
Этот разговор состоялся во время Второго международного российского конгресса по интеллектуальным транспортным системам.
Как известно, пока российские абоненты сотовых операторов могут проложить свой маршрут только с помощью американской навигационной системы, но в России уже есть модель чипсета, которая позволит при встраивании ее в трубку пользоваться и российской системой ГЛОНАСС. Вполне возможно, что первые такие трубки появятся уже к концу этого года. Разработчик этого чипа уже ведет переговоры с различными компаниями-производителями мобильных телефонов. Причем навигация, по словам Урличича, не будет являться услугой. Достаточно будет поставить специальную программу на телефон и заплатить за стоимость трафика так же, как и за разговор. И всегда быть в курсе, каким видом транспорта можно добраться из точки "А" в точку "Б". Программа, по словам генерального конструктора, предложит несколько вариантов маршрута разными видами транспорта, в том числе общественного, личного и даже пеший вариант. В любом случае выбор останется за владельцем сотового телефона, коммуникатора, навигатора.
Впрочем, на конгрессе обсуждали и более глобальные вещи. В том числе управление транспортными потоками на железной дороге, в воздухе, на воде и суше. На данный момент, к сожалению, в регионах существуют разрозненные системы навигации на транспорте, что мешает решать проблему дорожных пробок. Только объединение их в единое целое, выработка одного из интерфейса, а также разработка специального закона, который бы стимулировал создание единой системы управления транспортом, сможет не только решить проблему пробок, но и добиться улучшения в экономике. В ряде стран, где уже действуют интеллектуальные транспортные системы, они помогли на 10 процентов прирастить ВВП, сократить на 30 процентов дорожно-транспортные происшествия, повысить занятость населения на 5 процентов и снизить потребление топлива на 20 процентов. Особенно актуальные будут эти системы в больших городах с населением от 600 тысяч человек, где они на 20-30 процентов повысят пропускную способность дорог.
Понятно, интеллектуальные системы невозможны без спутниковой навигации. На данный момент орбитальная группировка России - 24 аппарата, и 21 из спутников уже активно работает. Планируется в этом году еще запуск спутников. Но кроме управления транспортными потоками их можно будет использовать для контроля за состоянием и строительством дорог, для мониторинга дорожно-транспортной обстановки. Оперативно реагировать на дорожно-транспортные происшествия, а также увеличить продолжительность северного завоза. Не теряет своей актуальности система и для повышения безопасности малой авиации. По словам Урличича, она поможет исключить случаи с затерявшимися вертолетами и снизить потери от нецелевого использования воздушных судов. В развитии платных дорог система тоже сыграет большую роль. Она будет отслеживать потоки и при необходимости присылать водителям счета, если они не оплатили проезд по трассе.