8 апреля в Праге президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали новое Соглашение о Стратегических наступательных вооружениях. Правда, вступит этот документ в силу лишь после ратификации - юридической процедуры, которая может занять не один месяц.
Парламентарии обеих стран по-обещали не тянуть резину. Однако и торопиться не собираются. К примеру, глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев считает, что новый Договор по СНВ может быть ратифицирован российским парламентом и сенатом конгресса США до конца года. "Это вполне реальный срок", - добавил он. - Мы обменяемся информацией о наших конституционных процедурах, ратификационных графиках и наметим возможные последующие контакты".
Не исключено, что в России и США постараются провести ратификацию синхронно. Впрочем, сделать это, по мнению Косачева, будет достаточно трудно. Говорить о стопроцентной синхронизации ратификации договора, уточнил депутат, невозможно из-за различий в этих процедурах в России и США. У нас этот процесс проходит в три этапа (рассмотрение в Госдуме, Совете Федерации, затем договор подписывает президент), а в Америке - в два (сенат и глава государства). Причем, по словам Косачева, внутренние процедуры в американском сенате "более затянуты".
Что же предусматривает подписанный в Праге договор? Документ предполагает, что РФ и США сокращают и ограничивают свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и впредь суммарное количество у каждой из сторон не превышали, во-первых, 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков. Во-вторых, не превышали 1055 единиц для боезарядов на них. И в-третьих, не превышали 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, а также тяжелых бомбардировщиков.
По новому Договору суммарное количество боезарядов будет сокращено на треть, предельный уровень для стратегических носителей будет понижен более чем в два раза. "Тем самым Москва и Вашингтон подтвердили свое лидерство в вопросах разоружения и наглядно доказывают нашу общую приверженность обязательствам по статье 6 Договора о нераспространении ядерного оружия", - сообщил во вторник глава МИД России Сергей Лавров.
Договор по СНВ станет "первым документом такого рода, который является абсолютно равноправным как по духу, так и по букве", подчеркнул министр. "Паритетность обеспечена во всех без исключения его компонентах, начиная с принципов, определяющих его философию, параметров, контрольных, верификационных и прочих процедур", - пояснил Лавров.
Российская сторона еще осенью 2005 года предложила американцам начать готовить новый договор. Но предварительные консультации с администрацией Буша в то время показали, что американские партнеры не были готовы к предметной работе на основе равенства и взаимного учета интересов. Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как президентом США стал Барак Обама. С Дмитрием Медведевым они запустили переговорный процесс 1 апреля 2009 года. Спустя год документ подписан.
И все же ставить точку ни Москва, ни Вашингтон не собираются. По словам Лаврова, "договор создает дополнительные возможности для дальнейшего развития двустороннего партнерства России и США". "Важно также и то, - добавил министр, - что документ подписывается накануне предстоящих в апреле и мае саммита по ядерной безопасности и восьмой обзорной конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Несомненно, подписание договора благотворно скажется на укреплении режима нераспространения, расширении процесса ядерного разоружения, включая создание условий для придания ему в перспективе многостороннего характера".