08.04.2010 00:30
Общество

Юные гимназисты из Слуцка выступили с докладом на Гагаринских чтениях

У космических программ Союзного государства есть питательная среда в прошлом и хорошие перспективы для подрастающего кадрового резерва
Текст:  Александр Емельяненков (Гагарин - Слуцк)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №13 (449)
Читать на сайте RG.RU

Тимур Метельский и Евгений Алешко учатся в разных классах Слуцкой гимназии N 1, но, приехав в Россию, на родину первого космонавта планеты, держались вместе и на Гагаринских общественно-научных чтениях выступили уверенным тандемом. Их доклад "Слуцкий след в космосе", конечно, не перевернул историю советской и мировой космонавтики, но еще раз показал товарищам взрослым: когда мы были вместе, мы чаще становились первыми - и на Земле, и в космосе, и даже на Луне.

В канун очередного Дня космонавтики напомнить об этом совсем не лишне. Тем более что мы вступаем в юбилейный год - 12 апреля 2011-го исполнится 50 лет со дня первого полета человека в космос. Честь первопроходца в этом деле была, есть и навсегда останется за Советским Союзом. Первым космонавтом Земли, как известно, стал гражданин СССР военный летчик Юрий Гагарин, родившийся в смоленской деревне Клушино за семь лет до начала большой войны. Всего 108 минут, которые он провел на околоземной орбите в корабле-спутнике "Восток", сделали его известным всему миру. А в самом его быстротечном полете воплотилась мечта ученых, талант конструкторов, мастерство инженеров. И в этой интернациональной команде немало выдающихся людей с белорусскими корнями.

Присмотревшись повнимательнее, краеведы-исследователи, а с их участием и редакция "СОЮЗа" выявили не объяснимую пока "аномалию": самая высокая концентрация интереса и практических устремлений к делам космическим отмечена у выходцев из Слуцка и его окрестностей. Впервые мы рассказали об этом в статье "В Слуцке подпоясались - до Байконура дошли" (См. "СОЮЗ", 10 февраля 2005 года). В самом начале ХХ века тут родился Семен Косберг, ставший главным конструктором ракетных двигателей и ближайшим соратником Сергея Королева. Двигатели Косберга устанавливали на последних ступенях ракет-носителей типа "Восток" и "Протон", что позволило выводить пилотируемые корабли на околоземную орбиту, отправлять космические аппараты к Луне и Марсу.

Космодром Байконур, а до этого полигон Тюра-Там - нашу первую космическую гавань - в разные годы принимали под свое командование уроженцы слуцкой земли генералы Константин Васильевич Герчик и Юрий Аверкиевич Жуков. Автор научных трудов по экспериментальной баллистике ракет и космических аппаратов Александр Куницкий, руководитель союзной Госкомиссии по запуску и управлению полетами космических аппаратов народнохозяйственного назначения Евгений Жалковский, а также штурман в экипаже советского лунохода Константин Давидовский тоже родились и постигали первые азы научных знаний в Слуцке.

А "протоптал" звездную дорожку своим землякам и потомкам родившийся в 1849 году в Слуцке Витольд Карлович Цераский - выдающийся астроном, основатель обсерватории Московского университета, на базе которой возник знаменитый ныне ГАИШ - Государственный астрономический институт им. Штернберга. О встрече земляков Цераского под куполом созданной им обсерватории в Москве мы тоже рассказывали ("Дабы астрономам не заслонять меридиан...", "СОЮЗ", 28 мая 2009 года). Именно тогда приехавшие в Москву белорусские школьники узнали о традиции ежегодных Гагаринских чтений, которые проводятся в день рождения первого космонавта в его родном городе. И решили непременно приехать, чтобы рассказать о своих причастных к космосу земляках.

Сказано - сделано. В Гагарине гостям из братской Беларуси были искренне рады. Тем более что приехали они не на экскурсию, а с подготовленным докладом на одно из секционных заседаний. В день открытия чтений, оказавшись в людском водовороте, где было много известных космонавтов, включая Алексея Леонова, Валентину Терешкову, Владимира Джанибекова, Сергея Крикалева и недавно вернувшего с МКС Романа Романенко, белорусские мальчишки поначалу смущались и за автографами к знаменитостям не спешили. Может, выглядывали "своих" - Петра Климука и Владимира Коваленка?

Надежда повстречаться в Гагарине с белорусскими космонавтами у Тимура Метельского и Жени Алешко, наверное, была, хотя вслух они об этом не говорили. В тот раз не сложилось. Но у ребят есть другая возможность - пригласить Коваленка и Климука к себе в Слуцк. И на примерах показать, что их город не без оснований претендует на роль космической столицы Беларуси. Владимир Дудко из культурной автономии "Белорусы Москвы", опекающий ребят и педагогов Слуцкой гимназии, всецело на их стороне. И считает, что такая задача вполне по силам - ведь смогли же гимназисты произвести впечатление своим докладом на космонавта Виктора Афанасьева, за что и получили из его рук памятный диплом.

Справедливости ради надо отметить, что молодежная секция на Гагаринских чтениях, а они проводились уже в 37-й раз, появилась сравнительно недавно и во многом благодаря личной инициативе директора Объединенного мемориального музея Ю.А. Гагарина Марии Степановой. Вместе с ней молодежь опекает племянница первого космонавта Тамара Филатова. Она руководит тем разделом музея, где отражены детство и годы учебы смоленского паренька, который своей короткой жизнью доказал, каких вершин может достигнуть человек, умеющий мечтать и твердо идущий к поставленной цели.

Юные слутчане увезли из Гагарина много ярких впечатлений и адреса новых друзей. А их учителю физики Татьяне Евгеньевне Максименко безусловно запали в душу слова Бориса Пастухова, которого и в Беларуси помнят как первого секретаря ЦК ВЛКСМ:

- Первый полет и имя Гагарина, - обратился он ко всем собравшимся, - это плацдарм исторической памяти, который сдавать нельзя. Это то, что нас объединяло и объединяет на пространстве бывшего СССР.

Ту же мысль, но каждый по-своему стремились донести Иосиф Кобзон и Валентина Терешкова, члены первого отряда космонавтов Борис Волынов, Виктор Горбатко и Алексей Леонов. Да, вслед за Юрием Гагариным и его друзьями в космос отправились астронавты США. С годами соперничество двух держав переросло в сотрудничество, и теперь на Международной космической станции вместе с россиянами и американцами плодотворно трудятся представители Европейского космического агентства. Но память о том, кто был первым, и кто, по выражению Нейла Армстронга, "всех нас позвал в космос", размываться и меркнуть не должна.

Между тем

Так совпало, что вскоре после доклада "Слуцкий след в космосе" на Гагаринских чтениях, где упоминалась, конечно, и знаменитая эпопея с советским "лунным трактором" (штурманом экипажа был слутчанин Константин Давидовский), появилось сенсационное сообщение о том, что канадский профессор Фил Стоок из университета в Западном Онтарио обнаружил по фотоснимкам якобы пропавший 37 лет назад советский "Луноход-2". По словам ученого, изучив тысячи фотографий, он проследил весь маршрут автоматического аппарата и установил, в каком именно кратере тот "зачерпнул радиатором охлаждения лунный грунт" и вышел из строя по причине перегрева. Штурмана Давидовского недавно не стало, но другие, еще здравствующие члены экипажа, дали понять, что "в Советском Союзе луноходов не теряли". А все, что происходило в 1973 году на Луне и чем закончилось, им хорошо известно. Аппарат доставили на искусственный спутник Земли 16 января, за четыре месяца он прошел 37 километров и передал в центр управления более 80 тысяч снимков лунной поверхности, включая 86 панорам. Считается, что официально его работа прекращена 4 июля 1973 года.

Космос