09.04.2010 00:05
Власть

Бывший фронтовик, а ныне военный ученый Махмут Гареев - об уроках Великой Победы

Бывший фронтовик, а ныне военный ученый - об уроках Великой Победы
Текст:  Борис Ямшанов
Российская газета - Федеральный выпуск: №75 (5154)
Читать на сайте RG.RU

Министерство обороны и Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности "Наука - XXI" подготовили форум-выставку "Армия и общество".

Для "Российской газеты" член оргкомитета "Победа", президент Академии военных наук, доктор военных и исторических наук, генерал армии Махмут Гареев рассказал, какой опыт военной поры может и сегодня пригодиться для подготовки будущих солдат и формирования боеспособной армии.

Российская газета: Махмут Ахметович, у выставки, которая пройдет в преддверии 65-летнего юбилея Победы, не случайно столь знаковое название. У вас за плечами - многие испытания, в том числе Великая Отечественная война. Народ и армия, фронт и тыл - это действительно было в те роковые годы одно целое?

Махмут Гареев: В последнее время стали как-то реже говорить о единстве армии и народа, о дружбе народов как важнейшем факторе Победы. Может быть, считают это устаревшим пропагандистским штампом или сами слова от времени чуть затерлись и потускнели. Не знаю. Но в годы той великой войны, поверьте, они были не пустым звуком. На фронте и в тылу советские люди именно сражались - совершали и боевые, и трудовые подвиги. Во имя своего Отечества. Поэтому мы и победили.

РГ: Возможно, теперь изменились условия - и сама жизнь, и способы ведения войны, да и отношение людей к военной службе?

Гареев: Вот потому многие и застыли в растерянности во время первой чеченской кампании в конце девяностых прошлого века. Солдат и офицеров, которые должны были проливать свою кровь, с фронта поливала огнем и свинцом жестокая армия международного терроризма, а с тыла - бранью и издевками едва ли не вся отечественная пресса. Чем все закончилось - мы хорошо знаем. Прочувствовали на себе.

РГ: Вы полагаете, что в эпоху высоких технологий, сверхточного оружия особой мощности, глобальных систем управления главной на поле боя все равно останется душа солдата?

Гареев: Никакое сверхсовременное оружие и даже боевая выучка не могут заменить высокого морального духа и готовности защищать свое Отечество. И именно общество формирует у людей отношение к защите Родины.

РГ: В последнее время стало модным извлекать на свет такие события, которые так или иначе бросают тень на нашу Великую Победу. А в некоторых иностранных СМИ развернута целая кампания по фальсификации истории войны. Больше всего говорится о неисчислимых потерях советских войск из-за ошибок полководцев.

Гареев: К сожалению, потери действительно были, и немалые. Мы все бесконечно скорбим по этому поводу. Хотя они были не столь велики, как пытаются изобразить некоторые "историки".

Но я хотел бы сказать и вот о чем. Размеры этих потерь зависели не только от Ставки Верховного главнокомандования, Жукова или Рокоссовского, других военачальников и командиров. Они во многом стали следствием того, как народ и общество, школа и добровольные оборонные организации готовили молодежь к военной службе и защите Отечества.

РГ: То есть вы считаете, что в предвоенные годы было сделано не все возможное? Тогда какие выводы должно сделать нынешнее поколение - внуки победителей?

Гареев: Если вы хотите, чтобы Россия имела современную армию и флот, способные без трагических потерь защищать свою Родину, надо именно всем народом, всем обществом формировать оборонное сознание граждан и готовить молодежь к военной службе.

РГ: Как говорится - легко сказать, но как это сделать на практике?

Гареев: Сошлюсь на пример. В предвоенные годы и детские сады, и школы, и вузы, и трудовые коллективы направляли усилия в одну цель: защита Отечества - есть священный долг каждого гражданина. Но даже и тогда были изъяны в воспитательной работе. А что теперь? Порой ставится под сомнение даже сам смысл священной войны против фашизма. Некоторые издания постоянно публикуют инструкции призывникам, как лучше избавиться от военной службы. Разве такое воспитание нужно стране, заплатившей миллионами жизней, вынесшей все тяготы войны? Надо менять сознание на 180 градусов.

РГ: Может быть, просто народ завоевал право на демократию, в том числе и возможность свободно выражать любые свои мысли, даже самые абсурдные?

Гареев: В западных странах, которые мы считаем государствами с традиционной, устоявшейся демократией, политические партии имеют различные взгляды по многим вопросам политики, экономики, жизнеустройства населения. Но когда речь идет об оборонных вопросах - они едины. Надо бы и в России, чтобы все партии и общественные институты настраивали себя и окружение на такой же лад: армия должна быть укомплектована сознательными, обученными, преданными бойцами.

РГ: Сделать это в наши дни непросто. Сложная демографическая ситуация, большое количество юношей, не пригодных к службе по состоянию здоровья, создают проблемы с призывом. Раздаются даже предложения перейти исключительно на контрактную службу, сократив армию до 300 - 400 тысяч.

Гареев: Если идти по такому пути, в скором времени вообще некого будет призывать. Это пагубный путь. Интересы обороны требуют другого. Надо организовать во всех школах здоровое бесплатное питание, поставить юношей не на формальный медучет, а на полноценное медицинское обеспечение. Количество хворых и немощных сразу сократится в разы. Помимо этого нужно организовать в школах и в ДОСААФ такую допризывную подготовку, чтобы молодой человек с интересом стремился в армию, а не прятался от призыва.

РГ: Вы упомянули ДОСААФ - организацию, знакомую Вам с довоенной поры. Сейчас ей опять возвращено историческое название, идет реорганизация бывшего РОСТО. Как ветераны воспринимают эти перемены?

Гареев: Поддерживаем и будем всемерно поддерживать ДОСААФ, так много давший всем участникам войны. Именно благодаря навыкам и умениям, приобретенным в этом обществе, многие фронтовики умело воевали и дошли до Победы.

Мы удовлетворены тем, что большинство руководителей ДОСААФ на местах оказались зрелыми людьми, они не допустили перерождения этой оборонной организации в некую коммерческую кормушку. Надо сказать спасибо за это президенту страны Дмитрию Медведеву, чье решающее слово поставило точку в сомнительных планах ловких людей. Принципиальная позиция военного ведомства, начальника Ген штаба генерала армии Николая Макарова, а также нынешнего руководителя организации генерал-полковника Сергея Маева внушают надежду, что в ДОСААФ будет создана современная учебная база и налажено воспитание патриотов, а не коммерсантов.

Армия