09.04.2010 00:50
Власть

Михаил Маргелов: "Перезагрузка" российско-американских отношений началась с подписания договора о СНВ

Текст:  Михаил Маргелов (председатель комитета Совета Федерации по международным делам)
Российская газета - Федеральный выпуск: №75 (5154)
Читать на сайте RG.RU

Подписание президентами России и США договора о СНВ практически совпало во времени с опубликованием американской ядерной докт ри ны.

Глобальная безопасность включает большое количество элементов: борьбу с терроризмом и пиратами, организованной преступностью, наркотрафиком. Угрозу безопасности представляют региональные и локальные конфликты.

Проблемы снабжения энергией и продовольствием обсуждают сегодня также с позиций безопасности. И так далее. Но "перезагрузка" российско-американских отношений началась с подписания договора о СНВ. И если говорить о политике безопасности, то США и Россия ее первым пунктом признали сокращение боеголовок. Это объяснимо.

В последнее время мир столкнулся с ослаблением режима нераспространения ядерного оружия, установленного в период "холодной войны". Тогда это оружие служило фактором сдерживания, гарантией от войны "горячей".

Сегодня такое понимание ядерного оружия - явный пережиток прошлого. А договор о нераспространении нуждается в модификации. Потому что члены ядерного клуба в его границах не несли каких-либо обязательств перед мировым сообществом. И занимались наращиванием и совершенствованием своих ядерных арсеналов. Подписание Россией и США договора о СНВ - это долгожданный положительный пример ядерных лидеров. Договор, как и все документы такого рода, основан на компромиссах. Переговорщики тщательно выверили все позиции. Говорят, что США "победили", потому что в тексте нет прямой записи о размерах развития ПРО. Но, во-первых, в преамбуле говорится о взаимосвязи между наступательным и оборонительным вооружением, а, во-вторых, стороны могут в одностороннем порядке выйти из договора, если соотношение между этими видами оружия будет нарушено опасным для них образом.

Договор в сочетании с новой ядерной доктриной США позволяет сосредоточить повестку дня "перезагрузки" прежде всего на проблемах ядерного разоружения и нераспространения. В этой доктрине смещены военные аспекты США - от больших войн к противостоянию ядерному терроризму и распространению ядерного оружия. Понятно, что чем меньше в мире такого оружия, тем меньше вероятность и ядерного терроризма. США не собирается наращивать ядерный арсенал, отказываются от испытания ядерных испытаний. Президент Обама заявил о готовности продвигать ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Обращает на себя внимание и положение, согласно которому США не будут применять ядерное оружие против неядерных государств. Это так или иначе укрепляет пошатнувшийся режим нераспространения ядерного оружия, потому что содержит угрозу странам, страдающим ядерными амбициями.

Президент США заявил также о построении безъядерного мира, в духе обретающей все большую популярность у мировой элиты организации Глобал Зеро. Такого же мнения относительно конечной цели ядерного разоружения придерживается и президент Медведев. Соответствующая резолюция СБ ООН, которая была принята в прошлом году, учитывает именно общее заявление президентов США и России на эту тему. Теперь администрации США предстоит трудная работа по обеспечению ратификации договора о СНВ. Надо думать, республиканская оппозиция понимает историческое значение этого документа, выводящего степень доверия и транспорентности между нашими странами на новый уровень. Сразу после подписания договора мы со своими американскими коллегами в рамках рабочей группы - Совет Федерации России - сенат США решили обсудить перспективы ратификации договора.

Внешняя политика