12.04.2010 00:58
Происшествия

Польская делегация вместе с премьером Путиным побывала на месте крушения самолета президента Качиньского

Премьер-министры России и Польши прилетели на место авиакатастрофы
Текст:  Пьер Сидибе
Российская газета - Федеральный выпуск: №76 (5155)
Читать на сайте RG.RU

Владимир Путин приехал на место авиакатастрофы под Смоленском в минувшую субботу. Российский премьер, возглавивший по поручению Дмитрия Медведева госкомиссию, снова увидел польскую трагедию общемирового масштаба.

Самолет Ту-154 направлялся к мемориалу в Катыни, на борту находились президент Польши Лех Качиньский, его жена, польские политики и историки, представители высшего военного командования. Не долетели. Спустя несколько часов в Смоленске приземлились самолеты российского премьера Владимира Путина, главы польского правительства Дональда Туска. С ним был экс-премьер Ярослав Качиньский. Он-то и опознал тело своего брата и его супруги Марии.

Общее горе вновь объединило две страны: молча Туск положил букет цветов рядом с одним из обломков фюзеляжа и преклонил колено. Разговор двух премьеров шел исключительно на русском: в отличие от Катыни, где каждый говорил на своем языке, сейчас, казалось, все понимали друг друга, просто заглядывая в глаза. Слов было не нужно. Многие из польской делегации плакали. Путин рассказал Туску о том, как развивались события.

"Самолет упал в лесопосадке в 500 метрах от взлетно-посадочной полосы. На борту самолета находилось 96 человек, в том числе 8 членов экипажа. Все погибли", - сказал Шойгу на совещании в оперативном штабе.

- Метеоусловия были тяжелые: был практически сплошной туман, видимость предварительно 400 метров при нормативе 1000, - сообщил министр транспорта Игорь Левитин. - И пилот был предупрежден о том, что здесь такая сложная ситуация. Разговор был на русском языке.

- Пилот принимал решение? - выяснял премьер.

- Пилот самостоятельно принимал решение. Диспетчер, так как он знал о ситуации, предупредил о тех параметрах тумана, которые есть на радаре, - сказал Левитин.

Впрочем, по словам полпреда президента в ЦФО Георгия Полтавченко, видимость была 100-150 метров. "Очень сильный, плотный туман, а вверх - еще влажнее", - сказал Полтавченко, который вместе со смоленским губернатором встречал польскую делегацию на аэродроме Северный. "Мы не слышали даже, как самолет приближался, не слышали шума двигателя. Потом - удар, странные звуки, не характерные для крушения. И после этого нам сообщили, что самолет столкнулся с землей", - вспоминал Полтавченко.

Прямо на месте катастрофы Владимир Путин и Дональд Туск провели телемост с Москвой и убедились в том, что российская столица готова для встречи родственников. "Работа в Москве организована, есть силы по всем направлениям, во всех аэропортах создана группа, в которую входят медики, психологи. Есть транспорт в каждом аэропорту, а в гостиницах, где будут проживать родственники, подготовлены 450 мест", - сообщил первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков. По его словам, родственникам будут предоставлены автомобили, и уже сейчас возле гостиниц и аэропортов дежурят специальные автобусы. Кроме того, создана специальная группа переводчиков, которая будет помогать прибывающим полякам. Бирюков заявил, что Москва полностью берет на себя расходы по приему польских граждан, включая проживание, питание, медицинское и транспортное обслуживание.

Организовали российские власти для поляков и психологическую помощь. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова рассказала Путину и Туску о том, что "психологи будут работать на протяжении всего времени, пока проводятся опознания, и будут работать с родственниками".

- Это ужасная трагедия. Это прежде всего трагедия Польши, польского народа, но это и наша трагедия. Мы скорбим вместе с вами, мы переживаем вместе с вами, - сказал Путин в завершении того дня, отвечая на вопрос польского журналиста, что премьер хотел бы в эти минуты сказать братскому народу.

Путин заверил, что Государственная комиссия сделает все, чтобы поддержать в этот тяжелый период родственников погибших, которые начинают прибывать в Москву.

Авиакатастрофы с первыми лицами

17 марта 1957 г. президент Филиппин Рамон Магсайсай погиб в катастрофе самолета С-47 в районе Цебу.

8 декабря 1967 г. президент Бразилии Артур да Коста и Силва выжил при аварийной посадке самолета Vickers C.90 Viscount в Рио-де-Жанейро.

24 января 1974 г. президент Того Гнасингбе Эйадема единственный выжил в катастрофе самолета С-47.

2 августа 1981 г. президент Панамы генерал Омар Торрихос погиб при авиационном происшествии с самолетом de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter панамских ВВС.

19 октября 1986 г. президент Мозамбика Самора Машел разбился, когда его самолет Ту-134 столкнулся с горой.

7 августа 1988 г. президент Ботсваны Квет Масире выжил во время нападения на его самолет BAe-125 истребителя ангольских ВВС.

17 августа 1988 г. президент Пакистана генерал Зия-уль-Хак погиб в катастрофе самолета С-130.

6 апреля 1994 г. президент Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира погибли в катастрофе самолета Falcon 50.

По данным Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов"

Аварии и катастрофы Председатель Правительства