13.04.2010 00:29
Общество

Учительница замерзла насмерть, не найдя приюта у сельчан

Женщина с двумя детьми замерзла насмерть, потому как в пургу ей никто не открыл дверь
Текст:  Наталья Козлова Денис Передельский
Российская газета - Федеральный выпуск: №77 (5156)
Читать на сайте RG.RU

В Орловской области следственные органы приняли решение не возбуждать уголовное дело по факту гибели школьной учительницы Натальи Табуновой. Молодая женщина замерзла февральской ночью, немного не дойдя до порога своего дома. Два ее сына, хотя и сильно обморозились, чудом остались в живых - мать закрыла их от стужи собственным телом.

Следствие работало на совесть - опрошены муж погибшей, ее дети, медицинские работники, оказывавшие помощь детям, глава администрации сельского поселения, владельцы торговых точек и жители домов села Демидово, около которого произошла трагедия, водитель маршрутного такси. Формально виновных в гибели учительницы не оказалось. В действительности люди, имеющие прямое отношение к смерти молодой женщины, живут рядом с нами и никаких угрызений совести, похоже, не чувствуют.

В тот черный для семьи Табуновых день - 11 февраля - по данным Верховской и Ливенской метеостанций погода была отвратительная - температура до 18 ниже нуля, скорость ветра доходила до 15 метров в секунду, мела метель.

Наталья Табунова, школьная учительница 35 лет от роду, вместе со своими детьми Александром и Николаем днем собралась в Колпнянский район. Повод в такую погоду отправиться в дорогу был серьезный - юбилей отца. Женщина с детьми пошла на автобусную остановку. По заснеженной дороге пешком они добрались до села Демидово. Там они стали ждать рейсового автобуса. Откуда им было знать, что из-за сильной метели и гололеда автобус на маршрут не вышел.

Потом следствие сможет установить по часам и минутам последний день жизни Табуновой. А дальше случилось самое страшное. Ночь, метель, мороз, и ни один человек в селе в домах, куда стучалась замерзающая женщина с детьми, двери ей не открыл. Вот тогда она и приняла роковое решение - возвращаться с детьми домой.

В полной темноте и метели они сбились с пути и заблудились. Идти было все труднее, и в конце концов Наталья выбилась из сил, остановилась, и детям показалось, что мама на ходу вдруг заснула. Сын Александр лег рядом с матерью, Николай пытался ее разбудить.

Около 5 часов утра по мобильному телефону до них смог дозвониться отец, до этого связь постоянно барахлила. Сын Николай как мог объяснил, где они, на его взгляд, находятся. Табунов нашел свою семью примерно в 3 километрах от села Демидово. Жена уже не подавала признаков жизни, а мальчишки были обморожены.

Проверку по факту гибели вел Верховский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Орловской области. И тогда стало понятно - криминала в этой трагедии нет.

Что же это за такой заповедный уголок, где замерзающей женщине с детьми ни один человек не открыл дверь? В огромном мегаполисе, где, бывает, соседи на одной лестничной клетке не знают друг друга, нечто подобное можно представить. Но в сельской местности не открыть дверь замерзающей женщине с детьми и спокойно пойти спать? Это тот край в человечности, после которого люди, по сути, перестают быть людьми.

Село Демидово - одно из крупнейших в Ливенском районе. Когда-то тут был совхоз-миллионер, с размахом строивший дома для селян. В последние годы все изменилось. Совхоза больше нет, работы тоже. Кто-то ездит на заработки в Ливны, кто-то в Орел, а кто и в Москву. Многие потихоньку спиваются. За спиртным приходят в небольшой магазинчик, тот самый, где в тот роковой день вместе с детьми грелась Наталья Табунова. В магазинчике они ждали автобуса на Колпну. По словам 11-летнего Коли Табунова, в Демидово они пришли слишком рано. До автобуса оставалось около двух часов. На вопрос корреспондента "РГ", помнят ли здесь молодую женщину с детьми, дежурная продавщица, женщина уже в годах, ответила неохотно: "Да много сюда кто ходит, всех не упомнишь..."

- В полвосьмого вечера мы вышли на дорогу, - рассказывает Коля Табунов. - Вскоре показалась маршрутка, но она не остановилась. Это был последний автобус, мы пошли в кафе и оттуда позвонили папке. Сказали, что пойдем к знакомым, попросимся переночевать, а утром поедем в Колпну. Зашли к этим знакомым, а там замок висит... Знакомых не оказалось дома.

Семья пошла по соседям. Говорят, что открыли им только в одном доме. Но, посмотрев на мать с двумя детьми, развели руками. Где этот дом? Теперь его уж не найти, никто и словом не обмолвился в деревне, что к нему приходила искать приюта замерзающая семья. Остальные же просто не открыли дверь.

- И тогда мы пошли домой, - вспоминает Коля Табунов. - Началась метель, и мы сбились с дороги. Потом мамка вдруг села в снег. Мы с братом бегали вокруг, чтобы не замерзнуть. Несколько раз пытались позвонить папке, но там связь была плохая, абонент был недоступен.

Анатолий Табунов нашел жену и детей в чистом поле. Оказалось, что семья не дошла до дома всего пять километров. Дети думали, что мама спит, и жаловались только на холод. О смерти матери им сообщили позже. Судя по рассказам детей, Наталья до последнего боролась за их жизнь. Она прижала их к себе, накрыла своим пальто, пытаясь согреть озябших мальчишек.

В школе села Нижний Жерновец, где Наталья много лет проработала учителем физкультуры, говорят, что она поступила бы так и с чужими детьми.

- Мы не поверили, когда узнали о трагедии, - говорит директор школы Татьяна Лыгина. - До сих пор не верится, что Наталья ушла от нас. Она была очень жизнерадостной. Трудности ее не пугали. Она говорила, что можно преодолеть все. Только безразличие людей преодолеть не смогла.

В нашем уголовном законодательстве есть статья про оставление в опасности - 125 УК РФ.

Следователь, который занимался этим делом, направил в адрес прокурора Верховского района, начальника Колпнянского филиала "Орловская пассажирская транспортная компания", глав администраций Верховского и Ливенского районов письма о необходимости надлежащего уровня освещенности остановок общественного транспорта и дорог, а также их расчистки.

Но зима прошла. Снег в Орловской области уже растаял, а учительницу похоронили. Судить все село Демидово по закону невозможно. За отсутствие совести у нас не наказывают.

Должен ли закон быть моральным?

точка зрения

Сергей Мальфанов, президент Адвокатской палаты Орловской области, член Общественного совета ЦФО при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО: Случай, конечно, ужасный. Ясно, что такого быть не должно. Те люди, которые могли помочь женщине с детьми в такой ситуации и не сделали этого, заслуживают жесткого осуждения со стороны общества. Они потеряли что-то человеческое, проявили черствость, равнодушие и безразличие к судьбе других людей. Нарушение норм морали и человеческого общежития здесь налицо. Но можно ли ответственность за наличие либо отсутствие у граждан каких-либо человеческих качеств, нарушение моральных норм втиснуть в "прокрустово ложе" Уголовного кодекса? Сомневаюсь.

Соцсфера Орловская область Центральная Россия