13.04.2010 00:30
Общество

Почему россияне хотят учиться за границей, а работать предпочитают дома

Почему россияне хотят учиться за границей, а работать предпочитают дома
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №77 (5156)
Читать на сайте RG.RU

По данным агентств, которые отправляют россиян на учебу за границу, каждый год из страны уезжает около 1500 человек. 60% будущих студентов уезжают в Англию, остальные 40 - в Америку, Канаду, Германию, Швейцарию, Ирландию, Мальту.

Но подчеркнем: почти все они едут для того, чтобы получить среднее образование. Почему? С одной стороны, потому что поступить в западный вуз сразу после российской школы нереально - программы, способы оценки и время обучения у нас разные. Даже если ты семи пядей во лбу, закончил школу с золотой медалью и по всем ЕГЭ у тебя сто баллов, понадобится как минимум год для адаптации, подготовки и сдачи всех необходимых тестов.

С другой, многие родители не против, чтобы ребенок высшее образование получал в России, но вот российским школам они не доверяют. Особенно - старшей школе, где вызывают сомнения и программы, и качество обучения, и профессионализм педагогов.

Знающие родители обычно отправляют ребенка учиться в 14-15 лет или даже раньше. Дурного влияния не боятся: ребенок загружен настолько, что ни о чем другом, кроме учебы, ему думать некогда.

Путь в хороший европейский вуз для большинства отпрысков состоятельных семей выглядит так: престижная российская школа, летние языковые курсы за границей, потом переезд на 2-3 года в частную школу (в государственную иностранцев, как правило, не берут) и поступление.

- Многие родители просят: "Отправьте ребенка туда, где мало русских!" Предлагаем Калгари, Ванкувер, - рассказывает Леонид Натапов, директор фирмы, которая занимается образовательным туризмом.

- А по каким критериям родители выбирают университеты?

- Главное - рейтинг. Но когда мне говорят: "Хочу, чтобы ребенок учился в Кембридже, готов платить любые деньги!", я понимаю, что этого, скорее всего, не будет никогда. Клиент даже не представляет себе систему образования за границей. Чтобы поступить в Кембридж, надо успешно закончить программу A-Level (это предвузовская подготовка). Или программу Международного бакалавриата.

Особенность программы A-Level в том, что в старших классах ученику предлагают выбрать 3-4 предмета, которые он будет изучать углубленно. Для Кембриджа, Оксфорда надо иметь по ним самый высший балл "А". И сдать хотя бы один предмет в независимой уполномоченной организации, что будет лишним доказательством знаний и мотивации будущего студента.

Программу Международного бакалавриата (IB) в принципе можно освоить и в России. Некоторые школы предлагают такую услугу. Плюс надо пройти собеседования, написать эссе и представить рекомендации от педагогов.

Передо мной список выпускников одной из престижных частных школ Англии, где есть две русских фамилии. Ученица Наталья Мельникова получила по А-Level пять оценок "А" и была зачислена в Тринити колледж в Ирландии на специальность "география и экономика". Пять предметов на "А" - это отличный результат.

- А как же дети наших олигархов уезжают в Кембридж и Оксфорд?

Мой вопрос очень удивил Леонида Натапова.

- С чего вы взяли, что они там учатся? - спрашивает он. - Учеба, конечно, стоит дорого, около 25 тысяч фунтов в год, но дело не только в деньгах. В Кембридже никого не интересует, кто твой отец. Там не церемонятся: если лоботряс - уезжай обратно, и деньги тебе никто не вернет. Дети олигархов учатся в обычных хороших университетах и готовятся не к занятиям наукой, а к тому, чтобы потом войти в бизнес родителей.

По неофициальным данным, через агентства для поступления в западные вузы уезжают примерно 150-200 человек. "Самотек" здесь небольшой. Плюс какой-то процент едет учиться по программам международного обмена между вузами. Но что примечательно: многие из тех, кто закончил западные университеты и даже поработал за границей, хотят вернуться домой.

Роман Захаренко закончил аспирантуру в США в Университете Пенсильвании, сейчас он доцент ВШЭ. Роман уверен, что знание и преподавание экономической теории в США значительно лучше, чем в России.

- К тому же в западных вузах аспиранты могут не думать о материальных условиях. Как аспирант, я получал стипендию более 1000 долларов. А литературой и научными журналами меня обеспечивал университет. За учебу ничего платить не пришлось. Но я бесплатно вел занятия со студентами, это и было моей платой за обучение, - рассказывает молодой ученый.

Его бывшие однокурсники работают во многих университетах мира, от США до Пакистана. При этом уровень доходов Романа сопоставим с доходом тех, кто остался на Западе. У Захаренко с вузом заключен договор на три года, который в принципе можно расторгнуть в любое время. Но он об этом не думает. Пока на родине есть условия для научной работы.

С тем, что в России сейчас можно найти достойную работу, согласен ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин. В свое время он учился в Университетах Беркли и Гарварде, читал лекции в Йеле и Париже, но работать вернулся в Россию. Почему?

- Если нет оборудования и реактивы приходится возить из Америки в кармане, технарю трудно быть патриотом. Гуманитарию в этом смысле легче, нужны только ручка и компьютер. У меня была возможность остаться за границей. Но здесь, в России, в сфере общественных наук огромное поле работы и отдача может быть гораздо больше. На родине работать интереснее.

Кстати, несколько лет назад в Европейский университет пришел работать выпускник Страссбургского университета Артемий Магун. И не жалеет. Одним словом, рынок труда сейчас развивается в строгом соответствии с народной приметой - "где родился, там и пригодился".

Имеет ли значение для работодателя, где человек получил образование - здесь или за границей? Как ни странно, за редким исключением, нет.

Перемены, которые сейчас идут в нашем образовании и работе минобрнауки, президент одной из самых крупных рекрутинговых компаний и выпускник двух факультетов МГУ - химического и психологического - Юрий Вировец оценивает высоко. Тестирование в школах, внимание к дополнительному образованию, изучение иностранных языков, поддержка частных учебных заведений, двухуровневая система в вузах - все это приближает нас к мировым стандартам, убежден Вировец. А еще он вывел для себя образовательную формулу: "Лучшие школы - в Европе, лучшие вузы - в Америке".

По мнению кадровиков, большинство российских работодателей вообще воспринимают образование в "черно-белом цвете": есть престижные вузы - МГУ, МГИМО, физтех, МИФИ, и - все остальные. Если брать компании по отраслям, там такое же черно-белое деление: у каждой отрасли - "свой" вуз, остальные - все на равных. Допустим, у нефтяников на слуху "керосинка", у металлургов - МИСИС. На первое место наши работодатели ставят все же не диплом, а опыт, рекомендации и достижения.

- А вот для компаний, которые интегрированы в мировую экономику, важны кандидаты, которые учились за границей, - рассказывает Юрий. - Если компания хочет сменить курс развития, то ей тоже нужны именно такие кадры.

Хорошие шансы найти работу у будущих финансистов, юристов, производственных инженеров с западными дипломами. Но если раньше такие специалисты, особенно на руководящих должностях, получали процентов на 20 больше, чем в других странах, то сейчас зарплаты сравнялись.

Востребованы в России преподаватели экономических дисциплин, с ними охотно заключают контракты ведущие вузы. К примеру, ВШЭ. Вышка активно приглашает на работу американских молодых докторов, которым предлагает зарплату от 100 до 150 тысяч рублей в месяц. На 8 мест недавно было подано 57 резюме. Что приятно, предложения вуза кандидаты рассматривали наряду с вакансиями ведущих мировых университетов.

Где учились знаменитости и их дети:

Лиза Березовская - факультет искусств в Кембридже, Англия;

Борис Ельцин - школа Миллфилд, Сомерсет, Англия, Высшая школа бизнеса МГУ;

Владислав Драганов - частная школа в Кембридже, Англия;

Алсу - частный колледж в Англии;

Олег Греф - СпбГУ, Германия.

Прямая речь

Родион Газманов, бизнесмен, сын известного певца:

- Я учился в частной школе в Восточном Суссексе (Великобритания). Школа была не плохая, не дешевая, но без всяких "наворотов". Условия проживания - спартанские. Я не знаю ни одной школы, в которой не баловались бы сигаретами. Только здесь чуть что - тащат к директору и вызывают родителей. Там своя система борьбы - конфискация карманных денег и перечисление их в фонд профилактики раковых заболеваний. Что касается выпивки, я до 16 лет вообще ничего не пил - ни здесь, ни там. Все свободное время там было занято, как раньше у нас во времена пионерии. В школе действовала соревновательная система между так называемыми "домами". Если вы смотрели фильм "Гарри Поттер", то вы поймете, что я имею в виду.

С тройкой по математике за девятый класс, которую я привез в Великобританию из России, я сумел победить в школьной олимпиаде. Но британское образование шире российского - есть возможность выбора, в школе больше разных предметов и более глубокая специализация для тех, кто определился с будущей профессией. В школе мы изучали матрицы, теорию вероятности, нам давали основы бизнеса, объясняли, что такое маржа, - все это потом мне преподавали в Финансовой Академии. A-Level я сдал хорошо. Почему не остался учиться в Англии? Затосковал и вернулся. И я не хочу жить нигде, кроме своей страны.

Российские школы, в которых есть программы международного бакалавриата:

Московская экономическая школа;

Государственное образовательное учреждение Гимназия N45, Москва;

Школа "Обучение в диалоге", Санкт-Петербург;

"Европейская гимназия", Москва;

Самарский медико-технический лицей;

"Международная общеобразовательная школа "Интеграция XXI век", г. Москва;

"Красноярская университетская гимназия "Универс" N1;

"Школа "Премьер";

Центр Образования "Гамма" N 1404;

Школа N 9 имени А. С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, Пермь.

По данным Ассоциации международного бакалавриата

и открытых источников.

Фото: РИА Новости

Соцсфера Образование