Президент Дмитрий Медведев констатировал окончательное возвращение России в Латинскую Америку. И если в мире кого-то это задевает, то Москве, мягко говоря, все равно.
Возвращение в Латинскую Америку стало одним из лейтмотивов внешней политики России полтора года назад, когда Медведев совершил турне сразу по четырем странам континента. После этого еще многие латиноамериканские лидеры затем приезжали с визитами в Москву для восстановления отношений с Россией. Среди них была и президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер. В среду российский лидер совершил ответный визит в столицу Аргентины.
Хозяйка искала в этот день хорошие приметы. Они нашлись - первый визит главы нашего государства за 125 лет дипломатических отношений к первой всенародно избранной женщине-президенту Аргентины. А еще в число хороших примет попал дождь, шедший с самого утра.
- Визит проходит при наличии целого ряда добрых признаков, - признал Дмитрий Медведев. - Все развивается очень неплохо.
Конечно, в Аргентину российская делегация приехала не за приметами, а поговорить о практическом сотрудничестве. Для этого российский лидер в первой половине дня встретился с представителями отечественных и аргентинских деловых кругов. "Российская экономика вступила в полосу модернизации, и кооперация между российским и аргентинским бизнесом могла бы быть очень полезной. Без высоких технологий никакого будущего у наших экономик быть не может", - заявил глава государства на встрече с представителями российских и аргентинских деловых кругов.
|
Видео: Константин Завражин |
В доказательство в ходе визита был подписан солидный пакет документов. В частности, меморандум о взаимопонимании между "Роскосмосом" и Национальной комиссией по космической деятельности Аргентины по вопросу сотрудничества в области использования и развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, меморандум о взаимопонимании при осуществлении сотрудничества в области лесного хозяйства, меморандум о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между ОАО "РЖД" и Государственным секретариатом по транспорту Аргентины. Также была достигнута договоренность о поставке Аргентине двух вертолетов Ми-171Е, НПО "Сатурн" договорилось с правительством провинции Буэнос-Айрес о совместных действиях по модернизации энергетического объекта "ГТЭС имени 9 июля". Но российская делегация привезла в Буэнос-Айрес не только экономические контракты. Так, Федерация конного спорта Аргентины и Федерация конного спорта России в лице ее президента Дмитрия Титова подписали соглашение о сотрудничестве. Кроме того, была утверждена программа взаимодействия в области культуры и образования.
Центральное же место в переговорах президентов заняла атомная энергетика. После долгого простоя Аргентина решила возобновить развитие этой отрасли, и, как только речь зашла о строительстве новых мощностей, российские компании сразу стали активно работать на аргентинском рынке. В рамках визита Дмитрия Медведева госкорпорация "Росатом" подписала протокол о направлениях взаимодействия в области мирного использования атомной энергии с министерством федерального планирования, госинвестиций и услуг Аргентины.
"Мы подпишем соглашение, а правительство Аргентины будет определять конкретные условия, возможные тендеры, - заявил глава "Росатома" Сергей Кириенко. - У нас есть хорошие возможности. Мы уже представили российские технологии, которые аргентинскую сторону заинтересовали".
О строительстве конкретных станций речь пока не идет - выбор за правительством Аргентины. Но в чем Кириенко точно уверен, что подписание соглашения позволяет развивать сотрудничество в атомной сфере по полной программе, начиная от строительства энергоблоков до подготовки кадров.
Дмитрий Медведев, пытаясь прикинуть объем возможных российских инвестиций в аргентинскую экономику, с точными цифрами затруднился. "Главное, чтобы за ними последовали реальные действия", - прокомментировал он подписанные соглашения.
Но только потенциальную отдачу от сотрудничества в атомной энергетике он оценил в миллиарды долларов, которые пойдут как на строительство самих энергоблоков, так и на развитие соответствующей инфраструктуры.
Естественно, что развитие вопроса ядерной энергетики потянуло за собой и тему ядерной программы Ирана. Тем более что президенты Медведев и Киршнер днем ранее участвовали в Вашинг тоне в конференции по ядерной безопасности, где поднимался и разговор о возможных санкциях в отношении Ирана.
"Санкции сами по себе редко ведут к положительным результатам, - еще раз напомнил свою позицию Дмитрий Медведев. - Санк ции - это давление, мотивация к какому-то поведению". Хотя, признал он, это единственно возможный вариант действий.
- Мы заинтересованы в том, чтобы ядерная программа Ирана была проверяемой, - признал российский лидер. - Если она непроверяемая, то тогда возникают обоснованные сомнения.
В последнее время Иран все хуже реагирует на предложения мирового сообщества, поэтому даже такой осторожный сторонник введения санкций, как Дмитрий Медведев, не исключает для себя, что в рамках ООН подобные меры могут увидеть свет. "Но эти санкции должны быть согласованы, должны быть умными, - еще раз напомнил он. - Хотя лучше было бы обойтись совсем без санк ций".
Подведя итог своему визиту в Аргентину Дмитрий Медведев заявил, что Россия вернулась в Южную Америку и теперь активно развивает отношения со странами региона. "Российская позиция по отношению к Латинской Америке изменилась. Мы считаем, что здесь живут наши друзья, близкие нам люди, мы хотели бы развивать с ними самое тесное сотрудничество. Нынешняя ситуация как раз позволяет это сделать", - подчеркнул он.
Этому сотрудничеству не мешает даже тот факт, что долгие годы регион считался своеобразной вотчиной Соединенных Штатов Америки. Поэтому многих удивляет, что Россия проявляет такую активность при сотрудничестве со странами Латинской Америки.
Дмитрий Медведев поделился ощущениями от общения с представителями Белого дома, в которых увидел вполне разумных людей и которые не должны с опаской воспринимать дружеские визиты в те страны, где у России также есть стратегические интересы. При этом он заметил, что мир сегодня глобален и никто не имеет монополии на истину.
- Я надеюсь, это никого не трогает, а если и трогает, то нам на это наплевать, - заявил российский лидер.
Кристина Киршнер подхватила этот настрой, подчеркнув, что мир изменился. "Мы больше не являемся "задним двором" никаких государств, - констатировала она. - Никакая страна, какой бы сильной она ни была, не может навязывать решения миру".
Дмитрия Медведева же впереди еще ждало более удивительное окончание визита, чем те хорошие приметы, которыми Аргентина его встречала. Об окончании переговоров президентов известил оркестр, сыгравший президенту Медведеву на прощание "Катюшу". К тому времени, к слову, и дождь над Буэнос-Айресом прекратился.
После Аргентины у российского лидера в Южной Америке запланирована еще одна остановка. На несколько дней Дмитрий Медведев заедет в столицу Бразилии, чтобы принять участие во втором полноформатном саммите стран-участниц БРИК.