Накануне Дня единения народов Беларуси и России в Минске было подписано соглашение о сотрудничестве Белорусского государственного экономического и Российского государственного торгово-экономического университетов в сфере подготовки кадров для инновационной экономики Союзного государства. Об этом рассказал во время встречи со студентами и представителями общественности ректор кемеровского института РГТЭУ Юрий Клещевский.
Мероприятие, на которое в качестве почетных гостей были приглашены и ветераны Великой Отечественной, принимавшие участие в освобождении Белоруссии, организаторы - областное представительство Союзной общественной палаты - назвали символично: "Навстречу будущему". Ведь прочные партнерские отношения, которые давно уже существуют между Беларусью и Кузбассом, должны развивать молодые.
- Сотрудничество с Беларусью для Кемеровской области в ряду особых приоритетов, - сказала первый вице-президент Кузбасской торгово-промышленной палаты Марина Шавгулидзе. - Наши экономики еще в советское время были плотно интегрированы друг в друга, и сегодня обе стороны заинтересованы в развитии взаимовыгодных связей. Тем более в условиях единого экономического пространства, которое появится с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и, несомненно, будет способствовать дальнейшей интеграции.
Выстраивать отношения в новых условиях будут новые специалисты - те, кто сегодня еще сидит за партой. Формирование модели подготовки таких профессионалов (в частности, экономического профиля) - задача на ближайшую перспективу. О путях ее решения говорили участники встречи в Минске. Российская делегация, посетив Белорусский государственный экономический университет, где сегодня обучаются 27 тысяч студентов из 23 стран мира, осмотрев его корпуса, современные аудитории, студенческие городки, оценила вклад государства в развитие Высшей школы. Впрочем, не только ее.
- Некоторые теоретики, сторонники неолиберальных концепций утверждают, что вмешательство государства в экономику обязательно влечет за собой негативные последствия, - говорит Ю. Клещевский. - Но опыт Беларуси, где число госпредприятий составляет почти 60 процентов, доказывает, что это не так.
Государство может регулировать экономику, координировать экономические процессы в интересах и нации, и страны в целом.
Что же до белорусской системы профессионального образования, то Юрию Николаевичу показался интересным следующий факт: четкая определенность, какие профессии развивать в сети профтехучилищ повышенного уровня, чтобы обеспечить кадрами крупные базовые отрасли машиностроения. А с другой стороны, преобладание университетского типа развития высшего профобразования (на 10 миллионов населения - 43 государственных вуза, более половины из которых университеты). Кроме того, в вузах республики не готовят бакалавров, понимая, что работодателями, особенно в наиболее развитых секторах экономики, эта категория, в отличие от специалистов и магистров, не будет востребована.
Вместе с тем поездка показала: у наших стран много схожих черт и точек соприкосновения. И есть проблемы, которые можно решить только общими усилиями. В первую очередь проблему подготовки инновационных кадров. По каким стандартам их обучать? Как наполнить учебный план набором профессиональных и общекультурных компетенций, которые были бы востребованы работодателями?
- С одной стороны, сегодня говорят о перепроизводстве кадров с высшим образованием и необходимости сокращения количества вузов, - продолжает Ю. Клещевский. - Но по опыту развитых зарубежных стран важным условием перехода к инновационной экономике является то, что не менее 35-40 процентов работников из числа активного населения должны иметь высшее профессиональное образование. Однако и в Кузбассе, и в Беларуси этот показатель пока вполовину ниже. В то же время и здесь, и там программы обучения студентов, дипломы, с которыми они выходят из вуза, не соответствуют европейскому уровню.
Решение сложнейших методологических проблем перехода к инновационной, социально ориентированной экономике, проведение в связи с этим научных исследований, подготовка профессиональных кадров - эти пункты вошли в соглашение, подписанное в Минске. Совместная работа по его реализации начнется уже в нынешнем году. Стороны договорились о создании совместных авторских коллективов, издании учебников и информационных материалов (в частности электронных), которыми могли бы пользоваться студенты аналогичных специальностей обоих вузов.
Во время переговоров была выстроена и система взаимоотношений на студенческом уровне. Это и обмен студентами, и участие их в совместных конкурсах, конференциях.
- Мы договорились об открытии в Белорусском экономическом университете факультета РГТЭУ, а значит, у студентов будет возможность получить двойной диплом, - пояснил Ю. Клещевский.