15.04.2010 00:10
Культура

Владимир Хотиненко: Способов тренировки души нет

снял режиссер Владимир Хотиненко в фильме "Поп"
Текст:  Татьяна Хорошилова
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №14 (450)
Читать на сайте RG.RU

Новый фильм Владимира Хотиненко "Поп" рассказывает об одной из малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны - деятельности Псковской православной миссии. С августа 1941-го по февраль 1944-го священники из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях от Пскова до Ленинграда.

Владимир Хотиненко рассказывает о картине.

- В фильме нет никакого идеологического и дидактического смысла, но это те открытия, которые могут что-то изменить в сознании. У нас ведь до сих пор нет другой национальной идеи, кроме Победы в Великой Отечественной войне. Ее мы помним, ею гордимся. Теперь мы готовы осмыслить какие-то сложные страницы войны, которых раньше не знали или не умели понять.

Мы же очень мало знаем про оккупацию. То есть мы знаем про героическое сопротивление, а про будничную жизнь - ничего. А такой жизнью жило 50 миллионов. Без информации, в полной неизвестности, кто кого победит. Я хочу, чтобы фильм был посвящен им.

- Ваше отношение к тому времени?

- Времена не выбирают. Война - это испытание. Когда человек хочет тренировать свое тело, он идет на тренажер, страдает, чтобы у него наросли мышцы. Способов тренировки души нет. Душа на земле должна подготовиться к жизни бесконечной. Тут важный момент - верит человек в бесконечную жизнь или не верит. Чтобы мы не говорили, все равно придет последний час. Поэтому не бывает ни хороших, ни плохих времен, а есть жизнь человеческая, которая завершает тот или иной выбор. Я считаю, что мы сняли историческую картину. Это определенные примеры, ситуации, уроки. Существование такого этапа истории войны, который никому не известен. Это возможность заглянуть в прошлое, про которое в советские времена даже заикнуться было невозможно.

- Почему вы выбрали Сергея Маковецкого на главную роль?

- Сережу Маковецкого я готов снимать всегда, он - потрясающий артист. Но для этой роли, мне казалось, он чуть молод. Наш отец Александр - человек уже в возрасте, а я всегда против искусственно состаренных исполнителей. В результате мы пришли к тому, чтобы героя приблизить по возрасту к артисту, потому что Маковецкий - я в этом совершенно убежден - единственно верный выбор. Еще я немного боялся, что они с Ниной Усатовой, которая играет матушку, будут не очень стыковаться. А оказалось, что вместе они - роскошная пара.

- Шли ли в процессе работы над фильмом на какие-то компромиссы?

- Эта картина начиналась при жизни Патриарха Алексия II. Он нас благословил, прочитал роман, по которому был снят фильм. Я думаю, что картина не должна была так называться. Для меня эта картина будет существовать под названием "На реках Вавилона". Потом было название "Преображение". Это был единственный компромисс, на который я пошел. Но по настоянию прокатчиков вернули название романа. Мне важно, чтобы люди посмотрели этот фильм.

- Случались ли трудности на съемках?

- Вера - тонкая ткань. Такие фильмы тяжело снимать. Была опасность впасть в благость. Ведь это щемящая и трогательная история.

- Где вы нашли такую красивую природу?

- В Беларуси, под Минском. На натурной площадке "Беларусьфильма" мы построили деревню "Закаты". Там такая красотища! Нам нужна была красота, и мы ее получили.

А теперь слово Сергею Маковецкому.

- Я понимал, что священник не может поступить так, как поступил бы обычный нормальный человек, - рассказывает актер о своей работе над ролью. - Я много думал, много взвешивал. Мы подолгу с режиссером вычитывали текст каждой сцены, искали решения, если сомневались, обращались за помощью к консультантам...

- Как готовились к роли?

- Читал литературу, книги, чтобы почувствовать те муки, которые удалось пережить моему герою. Какие муки он перенес, ведь священники не смеют показывать свою человеческую реакцию. Сложно было стоять перед вратами и читать Евангелие. Я и Хотиненко очень аккуратно отнеслись к образу героя, надеюсь, что он передан достоверно. Мой герой - живой человек, очень строгий, но тихий с матушкой. Его отношения с матушкой в исполнении Нины Усатовой трогательны до слез. Ее прощальное письмо - на разрыв аорты...

Наше кино