16.04.2010 00:15
Культура

Самые заметные открытия "Фотобиеннале-2010"

"Индустриальные археологи" Бернда и Хиллы Бехер в фонде "Екатерина"
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №81 (5160)
Читать на сайте RG.RU

Среди заметных финальных открытий "Фотобиеннале-2010" - три выставки в фонде "Екатерины".

Современный остроактуальный репортаж представлен выставкой призера World Press Photo 2009 американца Энтони Сво. Европейский Дом фотографии и агентство EYEDEA показывают выставку блистательной Сабины Вайс - фотографа, соединившей поэтическое видение, точность социального диагноза, человечность взгляда. Из Дюссельдорфского музея Кунст Паласт привезли роскошную ретроспективу мэтров немецкой фотографии Бернда и Хиллы Бехер.

Об "Индустриальной археологии" Бернда и Хиллы Бехер и пойдет речь. В России это первая выставка фотографов, без которых трудно представить ландшафт не только современной мировой фотографии, но и современного искусства. Семейная чета Бехеров знаменита тем, что в течение более 40 лет они снимали старые индустриальные объекты вроде водонапорных башен, элеваторов, доменных печей, газгольдеров в Европе и США. В результате получилось около двухсот (!) документальных коллекций, которые они выставляют сериями.

Парадокс в том, что эти охотники за "уходящей натурой", для которых порой лишь день отложенной съемки означал потерю "объекта", вовсе не считали своей задачей архивацию истории. Как ни странно, но в старых, почерневших конструкциях их волновала... красота формы. Топорные, функциональные инженерные сооружения, построенные в эпоху, когда о надежности заботились больше, чем о дизайне, и меньше всего рассчитанные на то, что кому-то придет в голову ими любоваться, на снимках Бехеров выглядят как башни-укрепления исчезнувшей цивилизации. При этом фотографы никак не стремились подчеркнуть "старину" или ностальгические нотки по былому. Не старались воссоздать "атмосферу" прошлого. Никакого умильного любования, равно как и спецэффектов, вроде пара, дыма, экспрессионистских контрастов мрака и света в их снимках не сыскать. Башни, печи, элеваторы и прочие необходимые в промышленности вещи сняты крупным планом - прямо, просто, на фоне "задника" бесцветного неба. Вокруг них - никакого мельтешенья: ни рабочих, ни погрузки-разгрузки. Бехеры снимали свои объекты как одиноких героев индустриальной революции, ветеранов, оставшихся на полях экономических битв.

Собственно, эта мерцающая двойственность, заставляющая рассматривать старое сооружение то ли как архитектурный объект, то ли как существо, которое покинула жизнь, придает снимкам Бехеров тревожную таинственность. Иррациональность рационального творения человека, созданного по чертежам и точным расчетам, - вот что проступает в спокойных, предельно четких, нейтральных фотографиях немцев. И разит наповал.

А дальше начинается этап систематизации иррационального. Систематизации строго логичной, которой и Карл Линней не постыдился бы. Десятки, сотни отснятых объектов складываются в серии, позволяя наблюдать, как варьируется облик, например, водонапорных башен. Если учесть, что конструкция в основе не слишком изменилась за пару веков, то варианты начинают смотреться как игра сходств и различий - возникшая как бы ниоткуда, стихийно. Сами Бехеры сравнивали свою деятельность с работой ... морфологов, которые описывают внешний вид, внутреннее строение и место биологического вида среди других. Искусствоведы обнаруживают сходство их фотографий с концептуальным искусством. А в 1990-м году на Венецианской биеннале им вообще вручили Золотого льва в номинации... скульптура. Короче, Бехеры - и сами такой неопознанный фотографический объект. Толкования возможны, окончательное определение - вряд ли.

Конечно, можно сказать, что любовь к систематизации и типологии у немецких фотографов в крови. Не всех, конечно, а тех, кто связан с движением "новая вещественность". В отличие от Баухауса (и наших конструктивистов), а также сюрреалистов эти мастера презирали монтаж, двойную экспозицию, резкие ракурсы. Зато упирали на старомодный профессионализм, отдававший предпочтение широкоформатным камерам, детальной точности съемки, корректному освещению, качественным проявке и печати. Короче, не жаждали самовыражения, а хотели - "объективного" взгляда на вещи. Как выражался один из пионеров "новой вещественности" Альберт Ренгер-Патч, "мы по-прежнему неудовлетворительно оцениваем возможность зафиксировать магию материальных вещей". Бернд и Хилла Бехер "магию материальных вещей" сумели предъявить как очевидный факт природы. При помощи магии фотографии.

Второй этаж поделили звезда репортажа. Часть залов отдана ретроспективе знаменитой Сабины Вайс. В 1952 ее "благословил" сам Робер Дуано, предложив вступить в агентство Rapho. В 1955 году ее работы были представлены в проекте Эдварда Стайхена "Семья человеческая" (МоМА), получившем мировую известность. Ее фотографии находятся в собраниях едва ли не всех крупных музеев современного искусства: от МоМА и Метрополитен-музея в Нью-Йорке до Центра Жоржа Помпиду в Париже; от музея фотографии в Лозанне до Музея современного искусства в Киото.

Арт