19.04.2010 00:02
Общество

В новосибирской гимназии французский язык изучают с помощью компьютерных технологий

Иностранный язык без электронного учителя - прошлый век
Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №82 (5161)
Читать на сайте RG.RU

Само название новосибирской гимназии N 16 с углубленным изучением французского языка вряд ли натолкнет на мысль о ее передовых позициях в информатизации системы образования.

Тем не менее в Областном центре информационных технологий (ОблЦИТ) эту школу гуманитарной направленности наряду с информационно-экономическим лицеем N 174 называют в числе лидеров по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.Первоклашка Полина уверенно расправляется с заданием, которое ей "выдала" интерактивная доска. Все буквы, только что находившиеся в беспорядочном состоянии, установлены на свои места в словах. До 98% учителей гимназии сегодня проводят уроки с помощью информационных технологий. В их числе - даже те, кто до последнего придерживался традиционной формы ведении урока. Базовая ИКТ-компетентность сформирована и у 80% учащихся начальной школы, с которой здесь началось внедрение ИКТ в образовательный процесс.

- Сегодня возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, что способствует эффективному решению профессиональных и экономических проблем, - говорит заместитель директора гимназии N 16 по научно-методической работе Татьяна Свиридова, которая сама вовсе не учитель информатики, а педагог начальных классов. Но она одна из первых поняла, что технологии позволяют грамотно ориентироваться в новом информационном пространстве.

- Нередко информатизация образования воспринимается как нечто техническое - установка компьютеров и подключение их к интернету, мы же решили, что это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки учащихся к дальнейшему образованию и современной жизни И начинается этот процесс с учителя, - поясняет Татьяна Свиридова.

"Проводниками" ИТК в гимназии стали учителя, которые сами загорелись идеей, а, обучившись, зажгли других. Директор гимназии Татьяна Севостьянова изыскала средства на оплату труда сотрудников ОблЦИТа, которые обучали и консультировали учителей школы. Как рассказывает Татьяна Свиридова, первое время она говорила методисту, что бы ей хотелось увидеть на интерактивной доске: к примеру, чтобы "ожила" задачка про поезда. Методист-консультант выполняла пожелание учителя, а через какое-то время учитель сам начинал разрабатывать урок с помощью компьютера. За два года преподавателями школы совместно с ОблЦИТом разработано свыше двухсот "компьютерных" уроков. Все они в свободном доступе размещены в так называемом "Методическом шкафу" (название папки с файлами, размещенной на сетевом окружении (локальной сети). - Прим. автора). Кроме этого, этот цифровой контент попадает в информационно-образовательную среду, к которой имеют доступ все школы региона. А учебно-методическое пособие "Уроки с компьютерной поддержкой в СОШ N 70 с углубленным французским языком", рассчитанное на учителей-предметников, вошло в Российский банк электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В этом году учителя начальных классов Татьяна Анатольевна Свиридова и Юлия Сергеевна Петрова разработали электронное сопровождение учебника для четвертого класса по окружающему миру А.А. Плешакова. Авторы говорят, что им удалось добиться более легкого усвоения материала, побуждая обучаемого "прожить" в предложенной среде.

- И вас не волнует вопрос о защите авторских прав, когда свои разработки и информационные продукты вы выставляете на всеобщее обозрение? - интересуюсь у преподавателей гимназии.

По их мнению, это не так важно, как то, что учителя из сельских сел и отдаленных населенных пунктов, у которых нет возможности часто и надолго выезжать на курсы повышения квалификации и знаний в области ИКТ, могут воспользоваться наработками в своем образовательном процессе.

- Нас сегодня больше тревожит другой вопрос. Все мы знаем, что со следующего года в образовательных учреждениях может начаться перевод на новый программный продукт - Linux. У нас один человек проучился этой программе и говорит, что это шаг назад. В том плане, что все наши уроки, презентации выполнены на базе платформ Microsoft. Как учителям, а тем более уже немолодым, которых мы только обучили работать в одной операционной системе, объяснить, что с нового года они должны перестроиться и работать в другой? Что все их наработки на дисках, выполненных на базе программ Microsoft, не будут читаться новой системой, на которую переведут наши компьютеры и смарт-доски (интерактивные). А электронный документооборот, другие образовательные ресурсы, апробированные и зарекомендовавшие себя с наилучшей стороны, - все это придется заново создавать? В общем, здесь пока больше вопросов, чем ответов, - говорит заместитель директора Татьяна Свиридова.

- Татьяна Анатольевна, вы помните тот момент, когда впервые провели урок с помощью компьютера, интерактивной доски? Какова реакция детей?

- Современных детей такой компьютерной "продвинутостью" вряд ли удивишь. А то, что им необходимо дать умение работать с компьютером и показать, что он открывает безграничные возможности для обучения, а не игр, мы давно поняли. А теперь умение учащихся самостоятельно добывать информацию еще и прописано в новых образовательных стандартах, - говорит Татьяна Анатольевна.

В результате совместно с ОблЦИТ была разработана модель, благодаря которой школа подготовилась к процессу информатизации. В первую очередь все педагогические, административные и инженерно-технические кадры прошли соответствующую подготовку, уровень знаний школьников в области ИКТ повышался в Школьной компьютерной академии, открытой в стенах гимназии, одновременно велось обеспечение школы средствами информатизации и развитие сетевой образовательной инфрастуктуры, которая входит в сетевые сообщества на региональном и федеральном уровнях.

К настоящему времени информатизация французской гимназии охватывает практически весь процесс - обучение и воспитание, а также досуг - в школе есть свои газеты "Эхо" и "Веснушка", радио "Эхо-FM", телевидение "Я". Естественно, вся медийная продукция создается с помощью современных электронных материалов и компьютерных технологий. Кстати, новости школы родители могут прослушать и просмотреть в одной из социальных сетей, а также на сайте школы. На каждого ученика заведено портфолио - его творческая и ученическая биография, с которой может познакомиться любой учитель школы.

Из почти пятисот учащихся начальной школы больше половины являются активными участниками деятельности по внедрению ИКТ. Эти ребята могут самостоятельно не только работать в программе по заданному алгоритму, но и создавать презентации. Например, очень часто выступление в начальной школе в прошлом и этом годах сопровождается мультимедиа презентацией, а учащиеся 4 "В" класса доклады по окружающему миру сопровождают ММ презентацией, умеют самостоятельно находить необходимый ЭОР в коллекции, скачивать и работать с ним.

Из восемнадцати педагогов начальной школы четырнадцать (и, как показывает практика, возраст здесь ни при чем!) используют информационные технологии на своих уроках. А перед директором образовательного учреждения стоит новая непростая задача - учителя просят не просто интерактивную доску (всего их в школе шесть), а автоматизированное рабочее место (АРМ) для каждого ученика.

Образование Новосибирск Сибирь