19.04.2010 00:16
Общество

Григорий Балыхин: Модернизация школы начинается с педвуза

Модернизация школы начинается с педвуза
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №82 (5161)
Читать на сайте RG.RU

Как улучшить систему подготовки учителей? Как Идет работа над образовательным кодексом? На эти и другие вопросы "РГ" ответил председатель комитета Госдумы РФ по образованию Григорий Балыхин.

Российская газета: Какие документы по образованию сейчас находятся на рассмотрении в Госдуме?

Григорий Балыхин: В весеннюю сессию у нас на рассмотрении 29 законопроектов. Принципиально важными для нас считаю, во-первых, четыре альтернативных законопроекта о льготах сельским педагогам. Речь идет о поправках в 55-ю статью Закона РФ "Об образовании". В этой статье установлена льгота о предоставлении педагогическим работникам сельской местности и рабочих поселков бесплатного жилья с освещением и отоплением. Это норма, которая сейчас действует. Но в 2008 году, как только приступила к работе Госдума пятого созыва, мы получили законопроекты о том, чтобы эту льготу реализовывать в денежной форме. Предложено превратить льготу по бесплатному жилью с освещением и отоплением в реальные деньги, которые будут выделяться на эти нужды сельским педагогам. Важно только, чтобы общий уровень поддержки педагогов при этом не снизился. Необходимо также четко установить, что расходные обязательства по этой льготе являются полномочиями субъекта РФ.

РГ: Какая ситуация сейчас?

Балыхин: Норма прописана в федеральном законе, но с 2005 года в федеральном бюджете эти средства не предусматриваются. Де-факто обеспечение этой льготы финансовыми средствами взяли на себя практически все регионы. И хочу сказать, что за 2009 год субъекты РФ на эти цели привлекли 12,8 миллиарда рублей.

РГ: Если раньше сельским педагогам подвозили уголь на отопление, то теперь им будут выделять деньги и они должны будут сами закупать топливо?

Балыхин: Они будут получать компенсацию. Сказать, когда ожидается принятие этих изменений, сложно. Не со всем в законопроекте согласны профсоюзы, хотя и они принимали активное участие в работе над этим документом. Для того чтобы эта льгота реализовывалась, нужно принять соответствующий нормативно-правовой акт: закон или постановление на уровне субъекта. В большинстве регионов это уже сделано, но прокуратура, суды не признают их легитимными - ведь до сих пор действует 55-я статья ФЗ "Об образовании", предусматривающая льготы в натуральной форме.

Во-вторых, хочу назвать законопроект о повышении квалификации учителей, которое должно проходить не реже одного раза в пять лет. Это очень важно. О необходимости регулярного повышения квалификации педагогами указал в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ. Средства, которые будут предусматриваться в соответствующих бюджетах на повышение квалификации, будут следовать за учителем: поступать не в органы управления образования, а на счет школы. Учитель сам будет выбирать, где ему проходить курсы повышения квалификации.

РГ: Знаю, что также в Думе сейчас готовится проект так называемого образовательного кодекса.

Балыхин: Действительно, мы вместе с министерством образования и науки, Российским союзом ректоров работаем над интегрированным законодательным актом "Об образовании в Российской Федерации", который заменит два наших базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Это не будет кодекс, но в этом законопроекте будут восполнены значительные пробелы действующего законодательства. Так, например, до сих пор в полной мере нигде не охвачены законодательно дошкольное, начальное и среднее профессиональное, а также дополнительное образование. Закон "Об образовании" был принят в 1992 году, "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" - в 1996 году. Планировалось, что будут приняты законы и по другим уровням образования, но этого не случилось. Конечно, отдельные нормы, регулирующие деятельность детсадов, ПТУ и ссузов, в упомянутых законах есть, но этого недостаточно.

Специально созданная комиссия по разработке этого законодательного акта подготовила уже 14 глав, а всего их будет 18. Эти материалы обсуждаются на экспертных советах, созданных при Комитете Государственной Думы по образованию. Было бы правильным организовать по этому документу общественное обсуждение - по каждой главе. В Интернете, в СМИ. В сентябре по утвержденному плану этот законопроект должен быть представлен в правительство РФ, а в ноябре внесен в Государственную Думу.

РГ: Сейчас говорят о том, что некоторые педвузы нужно преобразовать в факультеты классических университетов. Есть ли необходимость в качественно новой подготовке педагогов?

Балыхин: Конечно, это нужно. Мы же с вами говорим о национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Как может быть новая школа без нового педагога? Без педагога, которого мы должны готовить по новым стандартам, новым технологиям? Речь идет о двух вариантах модернизации педагогического образования. Первый - создание крупных центров подготовки учителей. Есть крупнейшие педагогические вузы, например, Московский педуниверситет, Герценовский в Санкт-Петербурге, Новосибирский, где учится 15-20 тысяч студентов. Вот на базе такого уровня педуниверситетов нужно создавать центры, интегрировать туда и педагогические колледжи, и институты повышения квалификации.

Второе направление - интеграция педагогических вузов в классические университеты и преобразование их в соответствующие факультеты. Замечу, сейчас у нас в стране 73 педвуза. Не надо думать, что все они превратятся в факультеты классических университетов. Будет и то, и другое.

РГ: Так каким же должен быть новый учитель, которого будут готовить в новых условиях?

Балыхин: Мы сейчас переходим на новое поколение стандартов педагогического образования. Уже утверждены стандарты по основным специальностям и направлениям подготовки. Главное, конечно, готовить будущего педагога в вузе так, чтобы он понимал психологию ребенка, чтобы он любил детей. Увы, сегодняшняя действительность говорит нам о том, что у многих педагогов нет этих качеств. Новый учитель должен владеть новыми современными образовательными информационными технологиями, а для этого нам надо переоснастить материально-техническую базу наших педвузов. Ведь что получается? В рамках приоритетного национального проекта "Образование" мы поставляли различное оборудование в школы, лучшие школы получали компьютерные классы, кабинеты физики, химии, географии, биологии. Это прекрасно, конечно. Но при этом ни один педвуз такого оборудования не получил. Студент педвуза зачастую учится на старом компьютере, в устаревшем лингафонном кабинете, без современных наглядных пособий. А в школе-то все новенькое, другое. Конечно, он на то и учитель, чтобы разобраться, но если уж мы говорим о новых технологиях, то начинать надо с педвуза. Что еще? В педвузах надо развивать, культивировать фундаментальные знания. В прошлом году проводился первый конкурс на получение статуса национального исследовательского университета. Увы, ни один педвуз (а заявки от них были) в этом конкурсе не выиграл. Но без науки нельзя качественно подготовить специалиста с высшим образованием, в том числе и педагога. Сейчас объявлен уже второй конкурс, для участия в нем отобрано более 128 заявок и среди них шесть - от педагогических вузов. Очень надеюсь, что хотя бы один из них станет национальным исследовательским университетом.

РГ: Сейчас учителя стараются использовать информационные технологии на уроках. Но для некоторых такой формат до сих пор сложноват. Кто и как должен учить этому педагогов?

Балыхин: Я уже упоминал законопроект о повышении квалификации. Для работников вузов есть законодательная норма о том, что профессор, доцент должен проходить переподготовку один раз в пять лет. А вот для учителей такой нормы нет в законе. Обучать компьютерным технологиям надо во время курсов повышения квалификации.

Образование Госдума