19.04.2010 00:30
Общество

Учителя обсудили достоинства и недостатки всеобщей информатизации

Информатизация глазами учителя
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №82 (5161)
Читать на сайте RG.RU

Что нового принесла в школу всеобщая информатизация? И такая ли она всеобщая? Как использовать информационные технологии на уроках? На эти вопросы "РГ" отвечают участники крупного педагогического интернет-портала "Сеть творческих учителей", открытого в 2006 году по инициативе корпорации Microsoft. А участниками этого сообщества являются более 67 тысяч российских и зарубежных преподавателей.

Расскажите об особенностях использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для каждого предмета. В какой сфере технологии наиболее эффективны, а где без них можно и обойтись?

Любовь Аксенова, преподаватель экологии, г. Щелково, Московская область:

- С использованием ИКТ интерес к моему предмету у ребят резко увеличивается. Презентации особенно полезны при демонстрации опытов, проведении виртуальных экскурсий и визуального ознакомления с животным и растительным миром.

Александр Максимов, преподаватель ОБЖ, г. Барабинск, Новосибирская область:

- Наша школа практически на 50% обеспечена компьютерами, но проводить занятия с использованием презентаций иногда просто невозможно. Хотя нет проектора, но есть монитор - я использую его в качестве телевизора. Конечно, немного нарушаю технологию ведения предмета: детей приходится рассаживать, как в кинотеатре, но это тоже выход.

Елена Камзеева, преподаватель физики, Москва:

- Давно использую ИКТ и могу сказать, что презентации далеко не всегда эффективны: иллюстративный материал, безусловно, полезен, но попытки "загнать" на слайды опорный конспект урока приводят подчас к механическому переписыванию. Считаю, что построение структурных схем, алгоритмов, доказательство законов и теорем должно происходить "вживую" на каждом уроке и в каждом классе (на меловой доске или, если есть возможность, на интерактивной). Мультимедийный проектор очень помогает при изучении, например, процессов в микромире или, наоборот, астрономических объектов. Компьютер с веб-камерой очень помогает учителю при демонстрации "мелкого" эксперимента.

Клавдия Билаш, преподаватель географии, г. Реутов, Московская область:

- Более 10 лет назад я прошла первые компьютерные курсы. Реально освоила технику в полном объеме лет 6 назад. Часто использую презентации в Power Point: удобно и быстро, с тематического слайда можно перейти на видеофильм, тест. Дети не могут представить, как одновременно на Земле может быть и день, и ночь в разных уголках Земли? Не проблема! Запускаем программу "Планета Земля", находим веб-камеры в различных уголках мира и в реальности все видим.

Надежда Малкова, преподаватель математики, г. Нижний Новгород:

- На мой взгляд, наиболее эффективны ИКТ в предметах естественно-научного цикла: физика, биология, химия. На уроках химии у коллег наблюдаю: идут реакции, а на экране высвечиваются все характеристики веществ. Весы и интерактивная доска связаны в одну систему. Изучение строения листа на уроках биологии идет на рабочих местах. Дети смотрят в микроскоп, делают пометки, а результаты высвечиваются на экране, через компьютер учителя. Здорово. Как жаль, что не было таких возможностей у учителя 70-х годов прошлого столетия.

Кифая Фаттахова, преподаватель технологии и физкультуры, г. Набережные Челны:

- Для учителя технологии использование ИКТ иногда просто необходимо. Содержание учебного материала невозможно просто пересказать, надо увидеть. История моды, стили, интерьер и пр. А рукоделие? Раньше придумывали разные приспособления, чтобы показать виды вышивальных стежков, а сейчас легко и просто: показывай хоть презентацию, хоть готовые диски. В интернете можно найти много мастер-классов, которые можно использовать на уроках.

Все школы по программе информатизации обеспечены компьютерами. Но многие педагоги до сих пор с трудом ими пользуются. Как решать проблему? Кто должен ее решать: руководство школы, района?

Марина Мурзенко, преподаватель физики, ст. Стародеревянковская, Краснодарский край:

- Если школы не захотят заниматься профессиональным развитием учителей в области информтехнологий, то классы будут заполнены техническими инструментами, не применяемыми в процессе обучения. Администрация школы должна поощрять учителей, осуществляющих индивидуальный план по профессиональному развитию.

Светлана Чудинова, преподаватель географии, г. Изобильный, Ставропольский край:

- Если в школе один или два кабинета информатики - это разве обеспечение? А в основном так и есть - в школах компьютеры только в кабинетах информатики, у администрации и нескольких учителей. Чтобы провести современный урок, необходимо заранее договориться с завучем о кабинете с компьютером. Согласна, что многие педагоги не умеют пользоваться компьютерами, но скажите, как можно решить этот вопрос, если в школе оборудования недостаточно и сам учитель, имея зарплату при высшей категории в 5300-5400 рублей, не может позволить себе купить компьютер или ноутбук для личного пользования даже в кредит? Я считаю, что этот вопрос должен решаться на уровне правительства.

Ирина Иванова, преподаватель информатики, Москва:

- В моем понимании "обеспечены" - это значит, что компьютеры есть в каждом "отсеке" школы: и в учебных кабинетах, и в библиотеке, и в медицинском кабинете. Но обеспечить - это только часть дела. Должны быть технические специалисты по обслуживанию и ремонту техники, а не один учитель информатики, на которого "навесили" все, что можно и нельзя. Нужно научить всех педагогов ИКТ-технологиям и методике использования их в учебном процессе. Должна быть государственная программа, а не "самодеятельность" на местах.

В некоторых школах все административные документы, классные журналы и дневники уже заполняются с компьютера. Нужно ли и дальше совершенствовать школьную инфраструктуру?

Мария Кононова, учитель начальной школы, Санкт-Петербург:

- Прежде всего необходимо отменить в таких школах бессмысленное ручное переписывание отпечатанных на компьютере бумаг. В нашей школе мы используем электронные дневники и журналы. Но при этом вынуждены переписывать распечатанный электронный журнал в обычный бумажный. А составление плана работы? Сначала набери его на компьютере, сдай всем завучам в распечатанном и электронном виде, а потом сиди и переписывай его с распечатки в бумажный журнал. Зачем? Надо избавить учителей от ненужного и непроизводительного труда. Сейчас с детьми уже стало некогда заниматься, потому что мы или сидим за компьютерами, вводя информацию, или переписываем ту же информацию, чтобы приходящие комиссии могли посмотреть журналы.

Вера Пастухова, учитель начальной школы, г. Вятские Поляны, Кировская область:

- В нашем лицее мы уже вкусили все прелести новых обязанностей, связанных с созданием единой информационной базы. Заносим в нее каждый "чих". Естественно, на это требуется немало времени, которое почему-то нам, учителям начальных классов, оплачивать никто не желает. Честно говоря, мы в недоумении: с одной стороны, мы ничего не имеем против нововведений, а с другой стороны, за эту же самую работу учителя среднего и старшего звена получают деньги, и немалые, которые входят в ставку освобожденного классного воспитателя. От этой несправедливости пропадает желание работать. Говоря начистоту, все эти электронные журналы просто очередная дань моде, попытка создания видимости бурной деятельности. У ученика всегда был нормальный ученический дневник, в который регулярно заглядывали нормальные заинтересованные родители. Так для кого эти журналы в новой форме?

Любовь Тельминова, преподаватель немецкого языка, г. Челябинск:

- Я против ведения электронных журналов и дневников. Это создает массу дополнительных обязанностей и отвлекает учителя от его основной работы - учить и воспитывать. Мы все больше становимся зависимыми от компьютера, а лучше ли от этого детям в школе, а надо ли это их родителям? Родители и так мало бывают в школе. А уж если они начнут пользоваться услугами электронного журнала и дневника и будут получать из них информацию о своем ребенке через Интернет, так их вообще в школе не увидишь. Можно завести на ребенка электронное "личное дело" или "досье", которое будет содержать данные о его здоровье, информацию от психолога с рекомендациями по работе с этим школьником, его "социальный паспорт". В это "досье" может заглянуть учитель, который начинает работать с классом, им может в любое время воспользоваться социальный педагог.

Полная дискуссия по теме на сайте "Сети творческих учителей"

Образование