На "Красном Октябре" объявлены лауреаты госпремии в области современного искусства. Заранее было известно о премии куратору Ольге Лопуховой (посмертно) в номинации "За творческий вклад в развитие современного искусства" и премии Stella Art Foundation Стелле Кесаевой "За поддержку современного искусства в России". Остальные решения стали абсолютной новостью.
"Не ожидал, - почти растерянно признался Сергей Братков после того, как жюри, вышедшее в полном составе на сцену зала галереи BAIBAKOV ART PROJECTS, где проходила церемония вручения V премии "Инновации", объявило, что в номинации "Произведение визуального искусства" лучшей признана его работа - "Балаклавский кураж".
Не ожидал не только он. Видеоинсталляция, запечатлевшая, как балаклавские пацаны очертя голову ныряют с пирса в море, где полно обломков бетонных столбов и железяк разных времен, рискуя башкой "за просто так", за кайф вынырнуть живым, "переиграла" всех. "Балаклавский кураж" "обошел" концептуальный проект In Situ Игоря Макаревича и Елены Елагиной, показанный в венском музее истории искусства. Позади остались "Ландшафты будущего" Павла Пепперштейна, равно как и ландшафты и акции прошлого, описанные во втором томе "Коллективные действия. Поездки за город. 6-11". В стороне остался и "Большой адронный коллайдер" Николая Полисского. Полисский потихоньку становится чемпионом-номинантом по количеству неврученных премий. Впрочем, не получив ни премию Кандинского, ни "Инновацию", он по-прежнему фаворит многих "арт-болельщиков". К тому же ему вручен приз фонда "U-Art: Ты и искусство" Тамаза и Иветты Манашеровых и приз журнала "Интерьер+Дизайн".
Любовь к куражу, предпочтение дерзкой игры до "полной гибели всерьез" жюри продемонстрировало и в выборе молодого художника, отдав приз в номинации "Новая генерация" Семену Мотолянцу и Дмитрию Петухову. Как пошутили Алиса Прудникова и Иосиф Бакштейн, вручая им награду, "произведение должно торкать и пахнуть искусством". Перформанс Мотолянца и Петухова "Фигурное катание на мыле" пах хозяйственным мылом, которым натирался пол для скольжения, впечатлял юмором, буквальной визуализацией метафоры "люди крутятся" и демонстративной "бедностью" средств. Вообще-то, судя по произведениям, вышедшим в финал премии, бедность средств становится фирменным знаком "молодого" искусства. Саша Ауэрбах построила макет ЦДХ из старой мебели 1970-х годов. Илья Гапонов и Кирилл Котешов (оба родом из Кемерово) в основу своей "Терриконовой долины" кладут горизонталь черной, обугленной доски. Александра Галкина делала "Фроттажи", прикладывая ватман
к вывескам городских учреждений и штрихуя поверхность листа. Дороже всего роскошь идеи. Кроме Мотолянца и Петухова, в этом также получила возможность убедиться Александра Галкина. Ее ждет двухнедельная командировка в Вену - специальная премия молодому художнику от Stella Art Foundation.
В номинации "Региональный проект" победителем стала VIII Красноярская музейная биеннале "Даль". Она сделала сибирскую "даль" близкой для многих художников, отправляя их в творческие экспедиции аж до Енисея. И одновременно много способствовала сближению Сибири с современным искусством.
Лучшим кураторским проектом назван "Кудымкор - локомотив будущего", созданный Екатериной Деготь и художником Леонидом Тишковым при поддержке Пермской государственной художественной галереи и галереи "ПРОУН". А премия в разделе "Теория, критика, искусствознания" заслуженно отдана "Эстетическим исследованиям" Андрея Монастырского.
Завершилось вручение "Инновации" тем, что композитор Владимир Тарасов и Павел Тимофеев пригласили всех номинантов поучаствовать в совместной джаз-сейшен на ударных. Словом, V "Инновация" вышла ударной.