Красноярский общеобразовательный лицей N7 можно считать школой XXI века уже потому, что здесь почти в буквальном смысле не спрячешься от IT-технологий.
Начинаются они с порога. Чтобы пройти через турникет, ученик должен предъявить персональный пропуск с чипом. Время входа и выхода фиксируется в базе данных, поэтому родители всегда могут узнать у "компьютеризированного" охранника, добралось ли чадо до места учебы, а учителя и директор получают оперативную информацию об отсутствующих.
Большой монитор в столовой показывает ролики о вкусной и здоровой пище, передает срочные объявления и заодно сообщает, сколько минут осталось до начала урока. Совсем скоро школяры начнут оплачивать обеды электронными карточками через специальный терминал: с одной стороны, это избавит их от соблазна потратить наличность на всякие глупости, с другой - родители, опять же, будут в курсе, чем ребенок сегодня питался. Локальная сеть делает доступной любую информацию о жизни школы, электронный документооборот избавляет от возни с бумагами, установленный на каждом этаже Wi-Fi обеспечивает доступ в Интернет практически в любой точке здания. А "попасть в сеть" здесь может каждый - на тысячу с небольшим учеников и 75 педагогов в лицее приходится 140 ПК, в том числе 32 ноутбука. Обеспеченность компьютерами вдвое превышает общероссийский показатель - 14-15 человек на одну "машину". А еще есть проекторы и документ-камеры, позволяющие в режиме реального времени показывать на интерактивных досках химические опыты.
- Понимая значимость информационных технологий для будущего любого молодого человека и необходимость их внедрения в образовательное пространство, мы постарались приобрести все необходимое оборудование, которое только есть в наше время, - говорит директор лицея Ирина Перевалова. - Это стало возможным благодаря четырем победам подряд в конкурсах, проводившихся в рамках приоритетного нацпроекта "Образование". Каждый из наших проектов, начиная с 2006 года, принес лицею по миллиону рублей.
Первая разработка красноярских педагогов под названием "Технологенезис" преследовала основную цель - развитие технологического образования с акцентом на проектной деятельности. Главное техническое новшество - мобильные компьютерные классы. На каждом этаже появилось по три тележки, снабженные ноутбуком, проектором и экраном, которыми мог воспользоваться любой педагог в случае необходимости провести урок с применением ИКТ.
- Правда, тогда не каждый учитель мог быстро развернуть аппаратуру и найти нужную информацию, - вспоминает директор. - На помощь приходили дети, они все делали махом. Следующий шаг, проект "Сообразование", создал новую образовательную практику, в которой ученик мог попробовать себя в новой роли, стать партнером педагога и даже поменяться с ним местами. В результате обмен знаниями происходил очень быстро.
Новая победная идея подарила лицею собственную мини-типографию, в которой лицеисты изучают графический дизайн, типографскую технику и, наконец, выпускают продукцию - от визиток до брошюр собственных стихов. Разумеется, в непромышленных масштабах.
Третий проект "Ноосфера" создал в лицее IT-среду. На полученные деньги установили Wi-Fi, приобрели 22 ноутбука, а главное, изменили режим работы и саму роль библиотеки.
Теперь там есть портативные лаборатории, цифровые микроскопы и ноутмиксы для самостоятельной работы. Кроме того, учитель может взять на урок проектор и пять компьютеров, в память которых библиотекарь по заявке педагога уже скачал нужный материал.
А в следующем учебном году в лицее появится собственное телевидение. Оборудование уже закуплено на деньги, полученные за победу четвертого проекта "IT-формация".
По словам Ирины Переваловой, пока трудно говорить о том, насколько зависит успеваемость от степени оснащенности ИКТ - во всяком случае показатель по ЕГЭ у лицея не ниже среднего по краю.
- Но между информтехнологиями и мотивацией к учебе, повышением роли учителя и школы связь самая прямая, - убеждена директор.