Вызванные извержением вулкана Эйяфьятлайокудль перебои авиасообщения повлияют как минимум на шесть миллионов пассажиров, а нанесенные авиакомпаниям убытки составят около миллиарда долларов. Таковы предварительные выводы экспертов из Евросоюза.
С четверга по воскресенье было отменено около 40 тысяч рейсов. В Европе в обычные дни происходит 22 тысячи взлетов и посадок. Извержение сократило это количество на две трети. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) подсчитала, что ежедневный ущерб авиакомпаний только в связи с массовой отменой рейсов превышает 200 млн долларов. А ведь надо еще продумывать более дорогие альтернативные маршруты и заботиться о тысячах застрявших в аэропортах пассажиров.
Геологи не знают, сколько продлится извержение, метеорологи не знают, куда подует ветер.
Никто не знает, как долго авиационные власти европейских стран будут держать свои аэропорты закрытыми. Пока ветер гонит пепел на Европу, и, по прогнозам, это продлится по крайней мере до середины недели.
Первыми не выдержали этой неизвестности и нарастающих с каждым часом финансовых потерь руководители немецкой "Люфтганзы" и нидерландской КЛМ. Они разрешили своим пилотам совершить несколько пробных полетов на пустых пассажирских самолетах. Все обошлось благополучно и только укрепило их во мнении, что угрозы преувеличены и что тревожные компьютерные симуляции расходятся с реальностью. Но тут рисковали только компании и экипажи. Чтобы поднять в воздух пассажиров, потребуется санкция авиационных властей.
Свято место пусто не бывает, и застрявшим в аэропортах пассажирам руку помощи с готовностью протянули другие транспортные компании: железнодорожные, паромные, автобусные. "Евростар" запустил по тоннелю под Ла-Маншем несколько дополнительных поездов, но всех желающих далеко не удовлетворил. Спрос на наземные перевозки неожиданно вырос до таких размеров, который наблюдается в период летних студенческих каникул. Но к каникулам транспортники готовятся загодя, а тут спрос образовался в считаные часы. Так что с билетами туго.
У пассажиров, ставших заложниками вулканической активности, голова не будет болеть хотя бы о просроченных визах. На этот счет их обнадежили иммиграционные власти европейских стран. Заместитель официального представителя МИД России Игорь Лякин-Фролов назвал ситуацию форс-мажорным стечением обстоятельств и заявил, что в аэропортах Европы россиян, у которых заканчиваются визы, "никто не будет привлекать к ответственности или выгонять".
О продлении виз сообщили, в частности, австрийские и бельгийские иммиграционные службы. Представители немецких властей заявили о том, что будут стараться урегулировать визовые вопросы прямо в аэропортах.
Белоруссия проявила добрую волю по отношению к соседям из Евросоюза. Она готова предоставить транзит гражданам стран ЕС, которые оказались в России и не могут вылететь на родину. Для этого достаточно будет предъявить просроченный билет или действительную бронь на самолет.
Когда верстался номер
В воскресенье вечером стало известно, что аэропорт Франкфурта, а также берлинские Тегель и Шенефельд, закрытые из-за облака вулканической пыли над Европой, временно возобновили работу. Также временно возобновили работу три аэропорта на юге Франции (в Ницце, Марселе и Бордо) и шесть на юго-западе страны, в том числе в Тулузе. В Испании возобновлена работа всех 17 аэропортов на севере и северо-востоке страны. Это, в частности, касается аэропорта в Барселоне. Кроме того, Норвегия открыла значительную часть своего воздушного пространства, в том числе к северу от Бергена. Частично открыто воздушное пространство Болгарии.
Аркадий Тишков, заместитель директора Института географии РАН, доктор географических наук: Хотя вулкан Эйяфьятлайокудль в Исландии и наделал в мире много шума, но все же его извержение можно назвать рядовым. Аналогичных и даже более мощных за последнее время было немало, например, в Мексике, на островах в Тихом океане, у нас на Камчатке. Но они прошли почти незаметно, так как выброшенный пепел выпал в океан, не вызвав каких-либо серьезных последствий для населения Земли.
А вот выбросы Эйяфьятлайокудля накрыли Европу, перемещаясь с запада на восток. И хотя по мощности выбросов вулкан сравним с сотней заводов и электростанций, но на климат он никак не повлияет. Для этого нужно, чтобы проснулись сразу сотни вулканов, которые "выстрелят" в атмосферу огромные массы пепла, перекроют поступление на Землю солнечной радиации и вызовут эффект так называемой "ядерной зимы". Кстати мощное извержение в Индонезии вулкана Кракатау в 1883 году на пару лет снизило среднюю температуру на планете примерно на 0,5 С.
Что касается Эйяфьятлайокудля, то он способен лишь изменить на какое-то время погоду в локальном районе. Пепел осядет, и все вернется на круги своя. Кроме того, вулкан может доставить землянам еще одну неприятность - кислотные дожди. Ведь в пепле много сернистых и хлористых соединений, которые выпадут на Землю вместе с осадками.
Опасения, что Эйяфьятлайокудль может разбудить своего куда более мощного соседа, вряд ли обоснованы. Более того, нынешнее извержение снижает вероятность, что в этом районе оживут другие вулканы. Дело в том, что именно через Эйяфьятлайокудль Земля сняла свое "внутреннее" напряжение.
Цепочка природных катаклизмов последнего времени - оживление нескольких вулканов, землетрясения в Южной Америке, Турции, Китае - позволяют говорить, что Земля проснулась. По мнению многих ученых, это связано с повышением активности Солнца. Такая корреляция замечена уже давно.
Не думаю, что извержения этого вулкана, как и других, которые периодически происходят, могут как-то повлиять на судьбу Киотского протокола. Ведь на самом деле его цель вовсе не борьба с потеплением, хотя на это и ссылаются, а модернизация производства, энергосбережение, борьба за качество атмосферы.
Николай Короновский, завкафедрой динамической геологии МГУ, доктор геолого-минералогических наук: Этот вулкан опасен тем, что он взрывного типа. Большинство вулканов спокойно извергают лаву, которая стекает по склонам. А вот в Эйяфьятлайокудле происходят взрывы, которые выбрасывают обломки вулканического стекла на высоту в несколько километров. Они опасны для самолетов, так как забивают и глушат двигатели. Кроме того, обломки могут электризоваться и давать сбои в линиях связи.
Сейчас трудно оценить, сколько же пепла выбрасывает в атмосферу этот вулкан. Это могут быть тысячи тонн в сутки, а вот изливаться на склоны - десятки и даже сотни тысяч тонн лавы. Конкретные данные способны дать только исландские ученые, которые наблюдают за вулканом. В зависимости от времени извержения у подножия может сформироваться слой пепла толщиной даже в несколько метров. На больших расстояниях слой выпавшего пепла обычно составляет доли миллиметра. Но вот после знаменитого 1500 лет до нашей эры извержения вулкана на острове Санторини, на расположенном в 100 километрах Крите выпал пепел толщиной в 20 сантиметров. Но это был очень сильный природный катаклизм.
Вообще сильные извержения не редкость на Земле и сегодня. Скажем, в 1991 году на Филиппинах вулкан Пинатубо выбросил около 10 кубических километров пепла. Тогда в приэкваториальной части планеты образовалась полоса, которая на целый год снизила температуру на 2 С, а в среднем по планете на 0,5 С. Потом все вошло в норму.
Подготовил Юрий Медведев