19.04.2010 00:01
Общество

Николай Прянишников: Использование компьютеров увеличивает интерес учеников к школьным предметам

Информатизация коснется каждого: от первоклассника до директора
Текст:  Лариса Даньшина
Российская газета - Федеральный выпуск: №82 (5161)
Читать на сайте RG.RU

Какие эффективные методологические решения для информатизации необходимы сегодня школам? Существует ли средний уровень обеспечения техническими и программными средствами? На вопросы "РГ" отвечает президент компании Microsoft в России Николай Прянишников.

Школы и школьники должны быть самостоятельны

Российская газета: Николай Николаевич, в свете государственной инициативы "Наша новая школа", в том числе нацеленной на информатизацию школ, каким видится будущее российских школ?

Николай Прянишников: Начну с того, что эта инициатива меня впечатлила. Легко заметить, что она охватывает достаточно широкую сферу модернизации школ. Помимо информатизации, в "Новой школе" сделан акцент на развитие творческого потенциала детей. Сказать точнее - как раз на развитие этого потенциала и будут направлены все нововведения. Изменения произойдут в школьной инфраструктуре, в архитектуре, в профессиональном совершенствовании учителей.

Не менее важной мне представляется работа с талантливыми детьми. При этом я хочу уточнить - неталантливых людей не бывает. Бывают люди, которым не позволили развить свои таланты. И это очень важная задача школы и непосредственно учителя - определить потенциал учащегося и, исходя из этого, развить в школьнике таланты.

Например, в инициативе говорится о расширении блока факультативных занятий. Думаю, у любого школьника в какой-то момент возникает мысль - зачем мне усиленное изучение биологии, если я собираюсь поступать на мехмат? Или наоборот, гуманитарий сожалеет, что у него много времени уходит на математику. Надеюсь, что в "Новой школе" все будет оптимизировано как раз в рамках тех направлений, которые учащемуся интересны и, что называется, легко даются. При этом никто не говорит о ненужности тех или иных предметов, которые сейчас входят в обязательную программу. Уровень российского образования всегда был высок как раз за счет расширения кругозора школьника или студента. Речь идет и о пополнении этого багажа знаний, и о концентрации на развитии уникальных способностей школьника.

РГ: И все-таки, если вернуться именно к информатизации, каких результатов мы сможем добиться в ближайшее время?

Прянишников: Думаю, что для большинства школ, особенно в регионах, первоочередная задача - это обеспечение классов компьютерной техникой. Мы можем сколько угодно рассуждать о самых современных информационно-компьютерных программных технологиях, но сначала школы надо обеспечить технической базой. С другой стороны, мы не должны видеть своей целью только сам факт насыщения наших школ компьютерами. Это важная задача, но компьютеры и информационные технологии сами являются лишь инструментами для решения более важных и масштабных вопросов: как именно посредством передовых образовательных технологий обеспечить качественные изменения в образовании.

Поэтому уже на этом этапе очень важно посмотреть вперед и оценить, какая компьютерная инфраструктура позволит не просто обеспечить учебный процесс, а сделает его максимально эффективным и будет соответствовать потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня. Совместное обучение, on-line уроки, индивидуальные занятия при помощи удаленного доступа, совместные разработки проектов со сверстниками из других стран и многое другое - необходимы уже сегодня. Для этого, с точки зрения технологий, нужно определить, какие именно потребуются программные решения. Что будет нужно школьнику, что - учителю, а что - администрации. И уже исходя из этого планировать развитие технической базы.

Не зря в "Нашей новой школе" говорится о расширении самостоятельности школ. Очень сложно вывести какой-то один стандартный шаблон для школ и определить их "средний уровень обеспечения". В итоге получится "средняя температура по больнице", когда одной школе будет явно не хватать технических и программных средств, а в другой они будут неэффективно использоваться.

Фантастические, но реальные возможности

РГ: Какие возможности предоставят развитые информационно-компьютерные технологии школам? Все будет как в фантастических фильмах - общение через голограммы, 3D модели атомов на уроках?

Прянишников: Современные технологии позволяют реализовать все, что вы перечислили, - и даже намного больше. Например, сейчас по всему миру и в отдельных областях образования России все более распространенным становится дистанционное обучение, совместная работа на расстоянии. На многих языковых курсах преподаватели дают задания и проверяют их выполнение при помощи специальной программной оболочки веб-сайта в Интернете. Тренеры по шахматам проводят занятия с учениками через Live Meeting. Эта тенденция заметна не только в обучении, но и в работе, - острая необходимость в офисах уже исчезла. Например, в нашей компании многие сотрудники могут позволить себе работать из дома без потери эффективности.

Теперь попробуем представить себе возможности, которые предоставляет дистанционная коммуникация для российских школ. Для учащихся - это обмен знаниями со сверстниками по всему миру. Давайте взглянем на социальные сети. Все больше учащихся проводит в них все свое свободное время. Причем они отдают предпочтение, как российским сетям, так и международным, например, Вконтакте или Facebook. Вот здесь и необходимо, то менторское влияние, которое должна оказывать школа. Пусть процесс коммуникации начинается в ее стенах, в ходе совместных уроков с учащимися из школ США, Европы, Азии - всего мира. А продолжается уже за домашним компьютером, когда школьникам захочется пообщаться со своими новыми друзьями в менее формальной обстановке.

Для учителей же это возможность общаться со своими коллегами, обсуждать наиболее волнующие их проблемы, обмениваться ценным опытом.

РГ: Вопрос немного не по теме инициативы, но тоже связанный с информатизацией, причем всеобщей. Действительно все больше школьников проводят время в социальных сетях, и многие родители вынуждены их в этом ограничивать. А как вы оцениваете - соцсети скорее вредны или все-таки полезны?

Прянишников: Как я уже говорил, вопрос в том, чем человек занимается в социальных сетях. В принципе, любое общение полезно, так как развивает навыки коммуникации. Кроме того, если общение действительно выходит на международный уровень, то можно вполне серьезно говорить уже о кросс-культурной коммуникации, что никак не может быть расценено как вред. Более того, при совместной работе эффективность и результативность процесса повышается в разы, а социальные сети позволяют развить именно этот навык.

Развлекательный или даже бесполезный элемент в социальных сетях действительно присутствует. Но какой процент на него приходится? Думаю, это стало бы хорошей темой для серьезного исследования. И если провести такое исследование сразу в нескольких странах, то можно будет обоснованно судить о том, насколько положительно влияют социальные сети на обмен знаниями, опытом, культурными элементами.

РГ: Изначально компьютеры воспринимаются как инструменты для работы. Получат ли какие-то плюсы от дальнейшей модернизации, например, директора школ - ведь компьютеры у них уже и так установлены?

Прянишников: Безусловно. Ведь наиболее эффективны как раз те школы, в которых директор является не только хорошим педагогом, но и талантливым менеджером, управленцем. Ему-то и пригодится весь тот инструментарий решений, который десятилетиями разрабатывался для управления бизнесом. Самое главное, чего обычно не хватает менеджеру, - это время. А компьютер и ИКТ - это как раз то, что позволяет это время оптимизировать.

Возьмем, например, компьютерную базу данных учеников. Сколько времени требуется обычному директору или завучу, чтобы посмотреть общую успеваемость конкретного ученика, вспомнить, есть ли у него проблемы с дисциплиной? Не будем забывать и о том, с чего мы начали - о талантах школьника. Почему бы не отражать успехи школьника в его электронном личном деле? Так вот, чтобы поднять всю эту информацию, директору придется просмотреть журналы за несколько лет, пообщаться с учителями школьника - и так далее. А при использовании простейших программных средств получить всю информацию можно за несколько минут.

РГ: То, о чем вы рассказываете, уже реализовано в каких-либо из российских школ? Или это только потенциальные возможности для них?

Прянишников: Значительное количество описанных мной технологий действительно уже используется в российских школах. Более того, таких школ не единицы, а десятки. Пока они являются своего рода эталонами, образцами тех возможностей, которые предоставляют им ИКТ. Но здесь очевиден прогресс сразу по нескольким направлениям. Во-первых, масштабное внедрение ИКТ в школы предусматривает сама инициатива "Наша новая школа". Во-вторых, министерство образования и науки, а также отдельные его структуры, например, Федеральный институт развития образования - ФИРО, задолго до появления инициативы успешно занимались и продолжают заниматься вопросами ИКТ в школах. И в-третьих, по моему глубокому убеждению, этот процесс невозможен без активного участия компаний IT-отрасли.

Если говорить о деятельности нашей корпорации, то мы работаем практически со всеми категориями пользователей ИКТ в школах. У нас есть свои образовательные инициативы для учителей, причем их несколько, и каждая из них по-своему интересна и полезна, есть проекты для учащихся, есть для школьной администрации.

Инициатива для инициативы

РГ: Какие препятствия вы видите на пути реализации инициативы "Наша новая школа"?

Прянишников: Я вижу только одно возможное глобальное препятствие - это безынициативность. Очень многие процессы, которые могли бы оказаться действительно ценными, останавливаются, если какое-либо звено, работает не эффективно. И, на мой взгляд, именно здесь и нужно влияние и поддержка государства, чтобы стимулировать процесс реализации инициативы и не допускать его "затухания" от федерального центра к регионам.

Причем речь идет о предусмотренной в инициативе системе материальной и моральной поддержки учителей. Я говорю об активном вовлечении в процесс информатизации всех заинтересованных сторон - от учителей и директоров школ до региональных администраций и представителей IT-бизнеса.

Наша страна обладает громадными интеллектуальными ресурсами. И процесс воспроизводства этих ресурсов, как бы грубо это ни звучало, является одной из наших важнейших задач. Если не брать семью и детский сад, то именно в школе закладывается та база - знаний, умений - которая потом и составляет основу личности человека. Поэтому важность модернизации школ, привлечения туда талантливых педагогов, информатизации - очевидна.

РГ: Каким образом вы видите свою роль, роль вашей компании, в процессе информатизации российских школ?

Прянишников: Я вижу несколько задач. Наша корпорация является носителем огромного опыта реализации успешных проектов в образовательной сфере во многих странах, и мы готовы этим опытом делиться. Поэтому одна из важнейших задач - помогать предвидеть риски, оптимизировать ресурсы и предлагать эффективные методологические решения в процессе информатизации. Эту задачу мы решаем совместно с ФИРО, например.

О другой нашей роли - в качестве активного участника образовательной работы со школьными учителями и учениками - я уже говорил. Невозможно внедрить ИКТ в школы, где недостаточно высок уровень компьютерной грамотности пользователей. И если предполагается, что уровень знаний учеников будет повышаться благодаря их учителям, то кто возьмется за повышение компьютерной грамотности самих учителей? Мы работаем и в этом направлении.

Наконец, не стоит забывать и об основном профиле деятельности нашей корпорации - разработке программного обеспечения. На протяжении последних нескольких лет мы поставили в российские школы самые новые продукты. Последний пример - поставка в школы нашей последней разработки - операционной системы Windows 7. Решение о бесплатной рассылке Windows 7 в российские школы было нацелено на предоставление школьникам самых передовых технологии, которые они и должны изучать в школе.

Существует значительное количество инициативных школ, которые сами готовы не просто иметь стандартный компьютерный класс, а целенаправленно расширяют сферу применения ИКТ в своей образовательной и административной деятельности. Мы активно сотрудничаем с такими школами, помогая им выстроить оптимальную IT-инфраструктуру. Такое тесное взаимодействие обоюдно полезно - мы не только делимся своими знаниями, но и сами обретаем более глубокое понимание школьных проблем, что позволяет разрабатывать или адаптировать наши решения именно для российских общеобразовательных учреждений.

Будущее начинается сегодня

РГ: Насколько, по вашему мнению, российские школы на сегодняшний момент готовы к масштабной информатизации?

Прянишников: На мой взгляд, информатизация - это процесс, который никогда не рано начать. Более того - его следует начинать как можно раньше. При существующей задаче по глобальной модернизации всех сфер жизни населения России, причем не только сейчас, но и в будущем, важно понимать, что заниматься этой модернизацией будут как раз сегодняшние школьники. Поэтому инициатива "Наша новая школа" очень актуальна.

И здесь наша общая задача - максимально подготовить учащихся к взрослой жизни в глобальном мире коммуникаций и технологий, заложить основы будущей успешной модернизации. Мы постоянно слышим о наступлении новой эры - эры компьютерных технологий. Во многом этой действительно так. И чтобы вчерашний школьник был успешен в сложной жизни этой новой эры - в школе он должен получить достаточное количество навыков работы с компьютером. Он должен быть коммуникабельным, должен уметь быстро искать и анализировать информацию. Помимо того - школьник должен знать, какие технологии могут помочь ему в дальнейшей жизни, в работе. Поэтому чем более инновационными, актуальными будут как сами получаемые в школе знания, так и методы их передачи ученикам - тем сильнее станет выпускник во взрослой жизни.

РГ: Как вы считаете, на какой срок мы должны ориентироваться, когда мы сможем сказать - да, процесс информатизации школ завершен?

Прянишников: Я не уверен, что этот момент когда-нибудь наступит. Просто потому, что развитие ИКТ идет непрерывно, причем все убыстряющимися темпами. И если мы в какой-то момент попробуем сказать о завершении процесса информатизации, мы тут же отстанем. Безусловно, надо ориентироваться на перспективу. Это может быть пять лет, может - десять, может - двадцать. И для каждого периода нужно поставить свои задачи. Например, обеспечить необходимым числом компьютеров каждую российскую школу. Затем - обеспечить ее всеми необходимыми средствами для коммуникации в России и в мире.

Следующая задача - внедрить, как вы говорили в начале, те самые 3D модели атомов и голограммы. И так далее. Только так, шаг за шагом решая задачи, мы обеспечим наши школы тем ИКТ-потенциалом, который позволит сделать процесс обучения максимально эффективным.

Образование Технологии