20.04.2010 00:29
Общество

Россией не принято никаких официальных решений о запрете на усыновление российских детей американскими семьями

Россия должна знать, как живется ее детям в Америке
Текст:  Адиля Зарипова
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (5162)
Читать на сайте RG.RU

Россией не принято никаких официальных решений о запрете на усыновление российских детей американскими семьями, об этом вчера в ходе пресс-конференции заявил Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.

Как пояснил омбудсмен, до тех пор, пока российская и американская стороны в ходе двусторонних переговоров не примут совместного решения, ни о каких официальных запретах и мораториях речь не идет. Делегация госдепартамента США во главе с помощником заместителя госсекретаря США по консульским вопросам Майклом Керби должна была прибыть в российскую столицу 18 апреля. Однако планы делегатов были разрушены произволом стихии, парализовавшим международные авиалинии.

- Несмотря на то что никаких официальных документов нет, усыновление наших детей американскими гражданами сейчас не ведется - процесс приостановлен, - пояснил Павел Астахов.

Уполномоченный обратил внимание на то, что усыновление ребенка иностранными гражданами в законе прописано как исключение. Между тем цифры наглядно доказывают, что это скорее правило: "То, что ребенок отправляется жить в другую страну, должно означать, что в России ему искали, но не смогли найти родителей. Но на деле иностранным семьям, наоборот, отдается предпочтение. И это не удивительно - речь идет о больших деньгах. Агентство WACAP, помогавшее в усыновлении Артема Савельева, за прошлый год, только по официальным данным, заработало 4 миллиона 600 тысяч долларов".

Всего за несколько недель до того, как Артем в одиночку вернулся на родину, в агентстве появился отчет о его счастливой американской жизни - откровенная ложь, по словам г-на Астахова, за которую на деле никто не несет ответственности. Нередко случается и так, что семья отказывается от ребенка, но на родину не возвращает - дети остаются в Америке, и отследить их судьбу очень тяжело.

- Чтобы мы всегда знали, что происходит с нашими детьми в другой стране, необходим договор, в котором будут четко прописаны права и обязанности всех участников процесса, - считает Павел Астахов. - В первую очередь договор должен обозначить гарантии, которые дает ребенку новая семья. В договоре нужно также указать, кто имеет право осуществлять контроль за жизнью ребенка в приемной семье. Я уверен, что всю работу можно сделать за несколько месяцев, у нас уже есть образец - договор между Россией и Италией. Тем более что в очереди на усыновление российских детей сегодня стоят несколько тысяч американских семей, они так же заинтересованы в заключении договора.

Однако контролировать судьбу ребенка нужно не только за океаном, но и в родной стране, уверен омбудсмен. Так Артем Савельев по непонятной причине оказался сыном одинокой женщины, хотя усыновить его хотели семейные пары как из России, так и из Америки. Сегодня, после многочисленных споров, уже известно, что восьмилетний мальчик никуда больше не уедет. Как только Артем поправится после простуды, его передадут в патронатную семью. На этот раз его родителями станут российские дипломаты, имеющие опыт патронатного воспитания.

В те дни, когда окончательно решалась судьба Артема Савельева, стало известно еще об одном маленьком россиянине, которого взрослые оставили одного в чужой стране. Двенадцатилетний Денис Хохряков живет в приюте в Доминиканской Республике. Усыновившие Дениса мама и папа вывезли его из России в 2004 году, а в 2009-м оба, приехав в Россию, сели в тюрьму за транспортировку кокаина. Осиротевшего во второй раз ребенка доминиканские власти определили в приют. На вопрос корреспондента "РГ" о дальнейшей судьбе мальчика уполномоченный по правам ребенка ответил, что при необходимости лично привезет Дениса на родину, как только такая возможность появится:

- Судьбой ребенка нужно было заняться еще в 2007 году, когда его приемную мать впервые привлекли к уголовной ответственности. Но следователь не обратил внимание, что у нее есть маленький сын, не поставил вопрос о том, кто займется ребенком. Поэтому Дениса, или Диего, как его называют в Доминикане, обнаружили только сейчас. Дело осложняется еще и тем, что у России нет консульских отношений с Доминиканской Республикой, мальчика навещает наш вице-консул в Венесуэле. Суд уже отменил решение об усыновлении, власти Доминиканы не возражают против возвращения Дениса на родину, однако, как и положено, просят предоставить документы, подтверждающие его статус как гражданина России. Я уже обратился в прокуратуру Волгоградской области и к губернатору, чтобы они подняли дело Дениса.

Семья и дети