- Активная фаза выхода из кризиса начнется через год-полтора, считают крупнейшие работодатели региона. Мы опросили их по заказу облправительства, - выясняя кадровые потребности на ближайшую перспективу. Сегодня, когда экономика в относительной депрессии, спрос на работников минимален. Но пора готовить тех, кто будет востребован на стадии роста.
Нынешний дефицит инженеров-конструкторов - довольно острый - не исчезнет и через 4-6 лет (поэтому надо бы продумать систему стимулирования молодых специалистов в этой сфере). На второе место в рейтинге предпочтений стабильно попадают IT-шники. На третьем пока технологи, а в будущем окажутся экономисты. Последние вместе с юристами, маркетологами и финансистами прочно держатся в середине списка: что для кризисного времени странно, для посткризисного - логично. Спрос есть, но - на кого? Работодателю нужен выпускник не просто со знаниями, а с набором компетенций. Увы, высшая школа это не всегда учитывает. Экономистов готовит 80 процентов воронежских вузов (а у нас их 40). Но выбрать, выходит, не из кого?
Главный вывод здесь - пора перестраивать систему обучения, привлекая бизнес. Первый шаг - определение запросов. По материалам исследования мы определяем, какие инструментальные компетенции предпочтительны в том или ином сегменте экономики. Далее надо сформировать отраслевые "портфели компетенций", адаптировать к ним образовательные программы (на базе госстандартов третьего поколения) и определить методы оценки тех способностей, которые мы станем развивать. Причем контроль за качеством обучения должен производиться с участием работодателей и быть публичным.
Все это требует от вузов преодоления известного консерватизма: большинство их слабо ориентируется в двухуровневой системе образования. А готов ли к сотрудничеству бизнес? У ВГУ, к примеру, есть соглашения о стратегическом партнерстве с крупными предприятиями, новые магистерские программы под нужды конкретных бизнес-структур, иностранный концерн создал на нашей базе центр корпоративного обучения. Региональное отделение Союза промышленников и предпринимателей финансово поддерживает именные стипендии, гранты и хоздоговорные научные исследования... Но в некоторых вопросах бизнес мыслит стереотипами советского времени. Так, работодатели заявляют, что их сотрудники должны регулярно повышать квалификацию. Но позиция большинства: учитесь за свой счет и во время отпуска.
Зрелое отношение к инвестициям в человеческий капитал к работодателям придет. Однако для оптимального использования ресурсов - как бизнеса, так и вузов - нужно определить приоритеты и устранить необоснованное дублирование образовательных программ. Перевести в практическую плоскость разговоры об интеллектуальном потенциале и инновационных кластерах в экономике.