20.04.2010 00:00
Экономика

По недосмотру чиновников большинство киосков и павильонов на улицах Воронежа оказалось вне закона

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Экономика Центрального округа: №83 (5162)
Читать на сайте RG.RU

По недосмотру чиновников с 15 апреля около 70 процентов киосков и павильонов на улицах Воронежа оказалось вне закона.

В четверг истек срок моратория на снос некапитальных торговых сооружений, установленный городскими властями в качестве "антикризисной" уступки малому бизнесу. В тот же день местное объединение предпринимателей распространило кадры: киоск одного из индивидуальных предпринимателей опечатан, на двери - объявление о демонтаже. Бизнесмен торгует пирожками на одной из центральных улиц, где, согласно концепции благоустройства, из "времянок" можно продавать только газеты, мороженое и цветы.

Под вопросом судьба многих предпринимателей: им не продлевают ордеры на право установки и эксплуатации киосков. Договор аренды земли с ними не заключен - вопреки федеральному законодательству. Во "времянках" трудится примерно 15 тысяч человек, причем для многих семей этот бизнес - единственный источник дохода.

Война с временными сооружениями в Воронеже тянется много лет. Мэрия считает, что они портят облик города. Владельцам павильонов предлагают перейти в помещения на первых этажах зданий или в торговые центры. Но бизнесмены не готовы в одночасье свернуть работу и начать все с нуля в спальных районах. Тем более что в оформление разрешительных документов на установку киосков вложены немалые деньги.

Прошлой зимой противостояние обострилось: чиновники решили очистить город от "времянок" к началу 2010 года. Торговцы боролись за свои места всеми способами, доходило до потасовок. В итоге власти приняли пресловутый мораторий на ликвидацию работающих павильонов: сносить их нельзя, но и ставить в центре города новые - тоже. С главных улиц, подлежащих комплексной реконструкции, киоски все же обещали убрать, но прежде мэрия обязалась подготовить перечень участков для их переноса и типовые проекты павильонов, которые бы не вызвали возражений у эстетов-архитекторов.

- В нашем городе все делается с опозданием, - посетовал зампредседателя регионального Союза предпринимателей Илья Ерихонов. - Обсуждая с чиновниками мораторий, мы просили принять его сразу до конца 2010 года - в марте выборы, до них ни городские, ни областные власти не станут заниматься киосками... Но управление главного архитектора настояло на сроке 15 апреля. Естественно, документы для продления моратория не подготовлены.

Бизнесу может помочь ФЗ N 381 "О регулировании торговой деятельности". В нем сказано, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов не может быть основанием для переноса уже работающих точек. Но правильно ли понимают этот закон чиновники, еще предстоит выяснить. Пока они руководствуются решением гордумы от 26.12.2006 года "Об утверждении положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования". На днях прокуратура должна выдать заключение о законности этого документа.

В региональном законодательстве нет четких норм размещения временных объектов уличной торговли. Значит, нет и комплексного подхода к проблеме. Чтобы поставить киоск, надо пройти громоздкую и затратную процедуру. Чтобы лишиться его - достаточно нескольких часов. Владельцы "времянок" считают, что их нарушения оцениваются слишком субъективно, и недовольны тем, что "наказание происходит без суда и следствия". По словам Ильи Ерихонова, предприниматели в каждом районе тратят в общей сложности десятки миллионов рублей на благоустройство территории, сетевые компании вкладывают и вовсе космические суммы. И при этом не знают, что завтра случится с их павильонами.

Как пояснил начальник отдела ГУ МЧС по Воронежской области Леонид Концов, ситуацию с размещением и потенциальным переносом киосков осложняют новые противопожарные нормы. Теперь установить новую "времянку" можно лишь на расстоянии 15 метров от ближайшего сооружения. Сами пожарные предлагают создавать вместо привычных мини-рынков крупные некапитальные объекты в виде крытых рядов - это довольно дорого, зато относительно законно.

Чиновники не раз намеревались пойти навстречу бизнесу и провести инвентаризацию объектов сети мелкорозничной торговли, с тем чтобы разработать нормативы площадей под киоски. Звучали даже заявления, что инвентаризация проведена. Однако недавно предпринимательские союзы региона вновь обратились к мэру с просьбой провести-таки эту работу.

P.S.

В управлении по предпринимательству, потребительскому рынку и услугам администрации городского округа корреспонденту "РГ" сообщили, что вопрос о ситуации с временными сооружениями включен в повестку ближайшего координационного совета по предпринимательству при мэре.

Экономика Воронеж Центральная Россия