В Кузбассе завершено расследование уголовного дела в отношении инженера участка вентиляции и техники безопасности, а также диспетчера одного из филиалов "Шахты "Ульяновская" компании "Южкузбассуголь".
Именно их обвиняют в трагедии, которая произошла на шахте в марте 2007 года и унесла жизни 110 человек из 203, находившихся под землей. Авария на "Ульяновской", открывшейся в октябре 2002 года и оснащенной по последнему слову техники, стала самой крупной в истории угледобывающей отрасли России за последние 75 лет.
ЧП произошло 19 марта 2007-го в 14.19 по местному времени. В подземных выработках на глубине 270 метров в тот момент находились не только горняки первой рабочей смены, но и почти все руководство предприятия - главный инженер, заместители директора, начальник участка, главный механик и другие (всего 20 человек). Они спустились в шахту для проведения испытаний системы мониторинга источников опасности в забое. Уникальное оборудование стоимостью 100 миллионов рублей, изготовленное в Великобритании, позволяло улавливать малейшие изменения количества вредных примесей в воздухе. По горькой иронии судьбы под землей в это время находился и британский подданный Иан Малкольм Робертсон - представитель аудиторской фирмы, занимающейся оценкой запасов угля, и его переводчик. Мощный взрыв метано-воздушной смеси и угольной пыли, прогремевший как раз во время испытаний, не пощадил никого...
В спасательной операции, которая продолжалась несколько дней, участвовали 480 человек и 89 единиц техники. На поверхность удалось поднять 93 выживших горняков. В причинах трагедии разбирались следователи и специалисты Ростехнадзора. Долгое время подозреваемых в этом деле не было. Их назвали только в апреле 2009-го. Проверялась в том числе и версия о сбоях в работе британских датчиков, не отреагировавших на повышение концентрации опасного газа. Однако, по словам следователей, датчики как раз функционировали исправно и отключили бы электроснабжение в критический момент, если бы сотрудники шахты не блокировали их работу.
Следствием установлено, что инженер и диспетчер, знавшие о фактах вмешательства в работу автоматики, как и о превышении допустимой концентрации метана в струе воздуха, исходящей из монтажной камеры, тем не менее не приняли никаких мер по устранению опасной ситуации, нарушив должностные инструкции. Горные работы не были остановлены, людей не вывели в безопасное место.
После утверждения обвинительного заключения уголовное дело в отношении инженера и диспетчера "Ульяновской" было направлено в Заводской районный суд Новокузнецка для рассмотрения по существу. В Следственном управлении Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Кемеровской области сообщили, что обвиняемые в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 216 УК РФ (Нарушение правил безопасности при ведении горных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) сейчас находятся под подпиской о невыезде. Максимальное наказание, которое им грозит, - семь лет лишения свободы.
Тем временем
В Кузбассе вынесен приговор заместителю директора по производству технической службы шахты им. Ленина Андрею Коровину. Его осудили на 3 года 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и лишением права занимать должности на предприятиях угольной промышленности сроком на 1 год 6 месяцев. Андрея Коровина обвинили в нарушении правил безопасности при ведении горных работ, повлекшем по неосторожности смерть пяти человек.