Хуан Антонио Самаранч любил не только спорт, но и самих спортсменов, с удовольствием общался с ними на различных официальных мероприятиях и в неформальной обстановке. Об одной такой встрече на торжественном обеде, который в 2005 году в честь Самаранча устроил президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев, до сих пор вспоминает трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Ольга Брусникина.
- Тот обед был для меня знаменательным событием, - рассказал Ольга корреспонденту "РГ". - Общение в такой дружественной, спокойной, даже камерной обстановке с таким великим человеком, дипломатом, спортивным функционером - память на всю жизнь. Он оказался очень простым, открытым, разносторонним человеком. Мы разговаривали на английском языке, хотя он мог поддержать беседу и на испанском, итальянском, французском, и даже немножко на русском.
Самаранч стал президентом МОК за три дня до открытия московской Олимпиады-80. Ему достались тяжелые времена - времена "холодной войны" между Советским Союзом и США, когда Олимпиады попросту бойкотировались. Но при нем начал работать принцип "спорт вне политики". За бойкот страна могла быть исключена из олимпийской семьи. Это был очень серьезный шаг. Но он твердо был уверен в том, что олимпийцы не должны участвовать в политических играх, а, наоборот, показывать всему миру, что спортсмены и вообще люди из разных стран едины и равны. Допустим, перед Олимпиадой в Пекине были попытки провести какие-то акции в поддержку Тибета, но спортсмены не поддались на провокации, потому что мы стараемся быть вне политики. Это заслуга Самаранча.
Понятно, что вклад Самаранча в развитие олимпийского движения в целом огромен и неоценим. Но так уж получилось, что лично в моей судьбе он тоже сыграл свою роль. Именно при нем синхронное плавание было включено в программу Олимпийских игр. Без его содействия этот вид спорта никогда не стал бы таким популярным и востребованным. Ни я, ни другие российские синхронистки не смогли бы принести столько золотых медалей для нашей страны. Кстати, Самаранч очень гордился российскими победами. Он вообще очень любил синхронное плавание, которое называл "балетом на воде". И то, что меня и мою партнершу Марию Киселеву пригласили на обед в его честь, доказывает, что это не пустые слова, а искренне отношение.
Кроме того, сейчас я возглавляю комиссию спортсменов при ОКР. Это была именно его идея создать подобную комиссию в МОК, после чего стали прислушиваться к мнению атлетов, к их пожеланиям. Очередное демократическое решение Самаранча в пользу спортсменов.
Очень жаль, что этого человека больше нет с нами. Ему бы еще пожить, чтобы делиться опытом, помогать советами. Это большая утрата для всей олимпийской семьи и для его близких. Я приношу свои соболезнования его родным.