21.04.2010 12:47
Культура

Тема кошмарных последствий вулканической деятельности будоражит воображение кинематографистов

Кино "закадрило" вулканы
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (5163)
Читать на сайте RG.RU

Тема кошмарных последствий вулканической деятельности всегда будоражила воображение кинематографистов. Не говоря о бесчисленных экранных версиях гибели Помпеи, вспомним некоторые апокалиптические прогнозы кинофантастов.

Первые попытки воспроизвести леденящие душу последствия извержений в кино относятся к 20-м годам. В 1926 году нашумела душераздирающая драма Уильяма Хоуарда "Вулкан", где пробуждался вулкан Пеле на острове Мартиника. На фоне этой катастрофы зрители наблюдали злоключения двух влюбленных и им должны были сопереживать, причем судьбы остальных тысяч людей, погибших в этом реальном извержении 1902 года, авторов фильма не интересовали. В 1950 году режиссер Форд Биб снял фильм "Затерянный вулкан", где разрабатывал версию о новых Помпеях, открытых группой исследователей прямо в жерле вулкана. Вулкан часто использовался как эффектное средство порешить заблудших героев. В фильме Уильяма Дитерле "Вулкан" (1950) великая Анна Маньяни играла проститутку, которую высоконравственное окружение довело до суицида, и она покончила жизнь, карабкаясь по склонам извергающегося вулкана.

Но настоящий бум вулканической активности на киноэкранах начался с развитием цифровых технологий. Компьютер позволял разворачивать на экранах увлекательные красочные зрелища гибнущих в лаве городов - всласть насладившись, зрители выходили на благополучные улицы с приятным чувством безопасности. "Вулканические" фильмы стали дежурным блюдом жанра "кинокатастроф". С одной прин ципиальной разницей. В борьбе с акулой-людоедом ("Челюсти") или пожаром в небоскребе ("Ад в поднебесье") всегда побеждал сильный герой, который находил выход из безвыходного положения и спасал людей. В борьбе с земной стихией оставалось уповать только на службы, которые способны вовремя предупредить о грозящей опасности. На этом строился фильм 1997 года "Вулкан" режиссера Майка Джексона. В "городе ангелов" Лос-Анджелесе начиналось очередное землетрясение. Начальник службы безопасности неким сверхчутьем предугадал, что за привычным колебанием почвы может последовать что-то более ужасное. Привлек геолога Эми, и та доказала, что землетрясение - симптом формирования вулкана в центре многомиллионного города. Понятно, что никакие службы безопасности не остановят этот процесс, но вовремя начатая эвакуация - уже род спасения. Картины апокалипсиса в мегаполисе, однако, были устрашающи: огненные бомбы над небоскребами, паникующие люди, расползающаяся по знакомым площадям и улицам лава.

Благой пример воодушевил телевидение: в 2006 году в США сняли аляповатый и во всех отношениях нелепый телефильм "Зона катастрофы: вулкан в Нью-Йорке", где некий доктор Айронсайд делал опасные опыты по использованию геотермальной энергии в центре Нью-Йорка, отчего скопившаяся под Манхэттеном лава пришла в движение и могла образовать разрушительный вулкан прямо на Бродвее. К счастью, нью-йоркские диггеры оказались начеку и с помощью пары килограммов динамита спасли город.

Из серьезных киноисследователей вулканов нельзя не вспомнить Гаруна Тазиева - самого знаменитого во Франции знатока и фотографа вулканов, ответственного сотрудника созданного при премьер-министре специального кабинета, задача которого была предотвращать природные и технологические катастрофы. Его документальные фильмы "Встречи с дьяволом" и "Вулкан запретный" стали в мире сенсациями: едва ли не впервые интригующие зрелища разъяренной планеты стали восприниматься как реальная угроза существованию человечества.

Культура