21.04.2010 00:45
Экономика

В Калининграде обсуждали проблемы подготовки специалистов для флота

В Калининграде обсуждали проблемы подготовки специалистов для флота
Текст:  Галина Белоглазова (Калининград)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №84 (5163)
Читать на сайте RG.RU

До 2020 года в России планируется построить около 300 современных промысловых судов. Но большие планы по обновлению флота могут упереться в нехватку специалистов.

- "Железо" мы построим, а кто на нем будет работать? Это большой вопрос, - заявил глава Росрыболовства Андрей Крайний в ходе визита в Калининградскую область. Он прибыл в регион для проведения семинара-совещания с ректорами российских отраслевых вузов и начальниками средних специальных учебных заведений по вопросам подготовки кадров.

Несмотря на кризис и массу проблем, отрасль в прошлом году дала рост валового внутреннего продукта на 4,5 процента, обойдя нефтяников, газовиков и металлургов. В прошлом году российские рыбаки выловили около 4 миллионов тонн рыбы. В советские времена уловы доходили до 10 миллионов, причем на долю рыбаков РФ приходилось 4,5 миллиона тонн. "Так что мы начинаем возвращать утраченные позиции", - с удовлетворением сказал Крайний.

После того как законодатели утвердят механизм финансирования строительства промыслового флота (а предлагается в качестве залога банкам выставлять рыболовные квоты), появится возможность обновлять изношенный "парк". С Рослизингом подписано соглашение на рассрочку платежей, есть техническое задание для проектировщиков, есть уже около сотни заявок от компаний на строительство судов разной тоннажности. Только кто их будет строить и по каким проектам? Андрей Крайний с сожалением заметил, что отечественные корабелы не готовы работать в новых экономических условиях.

- У нас километровые цеха, которые надо охранять, освещать, непроизводительные конструкторские бюро, и все эти расходы нужно на кого-то "навесить". Занимаясь в основном строительством военных кораблей, на заводах никогда не считали, сколько стоит та или иная лодка, корвет или фрегат. Еще один минус - несоблюдение сроков контрактов, - перечислил многочисленные недостатки судостроения глава Федерального агентства по рыболовству.

Для оживления отрасли, по его мнению, необходимо использовать западные технологии.

Пока обновление флота идет за счет покупки достаточно свежего, как выразился чиновник, секонд-хенда. Приобретено порядка восьми судов, побывавших в эксплуатации от трех до пяти лет. Конечно, этого мало, чтобы переломить ситуацию, о чем свидетельствуют данные промысла-2010: за два последних месяца 472 российских судна по всей акватории выбрали примерно столько рыбы, сколько 62 норвежских.

Строить что-то за рубежом, как это практиковалось в советские годы, сегодня удовольствие дорогое. "Новье" стоит 40-50 миллионов евро, и это не последняя цена. Но, кстати, иностранные инвесторы не прочь "вложиться" в судопроизводство на российском берегу. К примеру, Калининград в декабре прошлого года посетила группа бизнесменов из Испании: прощупать почву и присмотреть три площадки под будущие верфи. Владельцев судостроительной компании привлекли льготы Особой экономической зоны - возможность беспошлинно ввезти оборудование и получить освобождение на шесть лет от налогов на имущество и на прибыль. А чтобы избежать проблем с недостатком профессиональных кадров, испанцы предложили первое головное судно возвести на своих верфях с участием калининградских рабочих, а потом перенести производство в эксклав. Современные технологии позволяют соорудить корабельные мастерские за 24 месяца.

- Нас это устраивает. Надо учиться у зарубежных коллег, - считает Андрей Крайний. - Сейчас идут переговоры с владельцами немецкой верфи, которые предлагают работать по той же схеме.

Естественно, следующий вопрос, который встанет после спуска на воду суперсовременных плавзаводов, - кто на них будет работать? Главу рыболовного ведомства заботит реформа системы образования. Он сразу уточнил, что Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота (БГА) и Калининградский государственный технический университет рыбного хозяйства (КГТУ) не будут участвовать в создании Западного федерального университета. В подготовке капитанов, штурманов, судоводителей, электромехаников, мастеров рефрижераторных установок существует специфика. "Растворять" специалистов рыбацкого профиля в общеобразовательных вузах нецелесообразно.

- Каждый знает, что рыбаки - лучшие моряки. Пароход - это еще и рыбоперерабатывающая фабрика. Наш капитан должен быть не только судоводителем, но и мастером рыбной ловли, гоняясь за перемещающимися косяками рыбы. Поэтому было бы совершенно правильным готовить специалистов морских специальностей в многопрофильном университете, - считает Андрей Крайний.

В планах его ведомства - создание во всех прибрежных регионах страны специальных центров многоступенчатого обучения кадров для рыбного хозяйства, возрождение системы профессионально-технических училищ. "В Калининграде мы предполагаем объединить БГА и КГТУ, "пристегнуть" к ним морской колледж", - поделился он идеей.

Занятость Водный транспорт Калининград Северо-Запад