21.04.2010 15:05
Общество

Эксперты: Вулкан больше нагнал страху, чем опасен на самом деле

Что думают специалисты
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (5163)
Читать на сайте RG.RU

Юрий Израэль, академик:

- Сейчас многие опасаются, что хотя исландский вулкан и рядовой по своей мощности, но если будет "работать" около двух лет, как при прошлом извержении 200 лет назад, то может повлиять на климат. Скажу сразу, что тогда он извергался даже с большей интенсивностью. Но климат этого даже не почувствовал.

Думаю, что вулкан больше нагнал страху, чем опасен на самом деле. Более того, считаю, что, если бы извержение длилось два года, то это даже неплохо. Ведь посмотрите, сегодня мир в панике от глобального потепления, правительства намерены потратить на борьбу с ним фантастические суммы, в планах - значительное сокращение выбросов углекислого газа. Подписываются документы, где предполагается торговля квотами на выбросы. Кажется, у человечества нет более злейшего врага, чем глобальное потепление. А вулкан с ним "борется" бесплатно, закрывая пеплом Землю от солнечных лучей.

И мы тоже предлагаем аналогичный способ, чтобы остановить потепление. Только не "стреляя" в воздух облаками пепла, а аккуратно вводя аэрозоли в нижние слои стратосферы. Так можно управлять температурой на Земле. И не стоит бояться, что начнут падать самолеты, такие аэрозоли для них совершенно безвредны. Ничего с ними не будет. Как летали, так и будут летать.

Валерий Суханов, заместитель директора ЦАГИ по динамике полета и системам управления летательными аппаратами:

- Вулканическое облако, образовавшееся в результате извержения вулкана в Исландии, несомненно, представляет опасность для полетов самолетов. Оно состоит из мелких частиц пемзы, песка, вулканического стекла и пепла и распространяется на высоте 9-10 км, где как раз летают магистральные самолеты.

При попадании летательного аппарата в вулканическое облако возможны следующие негативные последствия: значительно ухудшается видимость и радиосвязь, может нарушиться работа бортовой электроники. Но самое главное - это отказ работы двигателей из-за образования стеклообразных рубашек на лопатках ротора двигателя и засорения отверстий, использующихся для подвода воздуха в различные части двигателя.

Мартин Хенш, вулканологический центр Университета Исландии:

- Исландские вулканологи не берутся строить прогнозы о возможном начале извержения соседнего с Эйяфьятлайокудль значительно более мощного вулкана Катла. Все, что мы знаем, это то, что извержение Катлы происходило примерно в то же время или примерно 18 месяцев спустя после извержения Эйяфьятлайокудль. Главным следствием извержения Катлы будет большое наводнение на юго-востоке от вулкана (вызванное таянием ледника) - значительно более сильное, чем то, что было вызвано извержением Эйяфьятлайокудль. Выбросы вулканического пепла, возможно, будут на том же уровне. В прошлом извержения Катлы были значительно более мощными, чем нынешнее извержение Эйяфьятлайокудль. Однако это не значит, что возможное извержение должно быть очень мощным. Это непредсказуемо.
 

Наука