22.04.2010 00:20
Общество

Мария Городова: Равнодушие - прямой путь в преисподнюю

Равнодушие - прямой путь в преисподнюю
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №86 (5165)
Читать на сайте RG.RU

Не количество денег определяет посмертную участь человека, а состояние его сердца.

"Здравствуйте, Мария! Я бы, конечно, посещал церковь, да противно видеть, во что ее превратили. Ладно бы туда всякие убогие приходили, это понятно. Но вот я иногда смотрю в окно и вижу, что к ней на таких иномарках подъезжают - мерзко становится. И этих тоже принимают! Будто забыли, что олигархам за свои деньги в аду жариться..." - из письма Владимира Михайловича Н.

Богач без имени

Здравствуйте, Владимир Михайлович! В Евангелие от Луки, в главе 16, есть притча, которая не только раскрывает отношение Господа к богатству и бедности, иллюстрирует действие закона воздаяния, но и приоткрывает завесу над тайнами загробной участи человека. Это притча о богаче и Лазаре, рассказанная Христом незадолго до того, как Он вступил на путь крестных страданий.

Иисус часто облекал истины, которым учил народ, в форму кратких, ярких рассказов, взятых из обыденной жизни. С одной стороны, такая наглядность делала божественную истину понятной для простых людей, с другой - вдумчивое изучение притчи открывало в ней все новые глубины.

Притча о богаче и Лазаре была рассказана Иисусом после того, как фарисеи - ветхозаветные церковнослужители, уже некоторое время следовавшие за Христом и искавшие случая Его погубить, стали смеяться над словами Спасителя о том, что невозможно служить и Богу, и маммоне одновременно. Маммона - это божок земного богатства, и фарисеи, отличавшиеся именно внешним благочестием, были убеждены, что стяжание денег не мешает их святости. Да и неизбежность закона воздаяния была для них неочевидна. И тогда Спаситель рассказывает жесткую - по мнению богословов, самую жесткую из всех рассказанных Господом - притчу.

"Некоторый человек был богат, - начинает Иисус, - одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его". Обратите внимание: имени богача - человека наверняка знатного и почитаемого - Иисус не называет, а вот бедняк, в глазах многих явно ничтожный, такой чести удостаивается. Святитель Иоанн Златоуст объясняет: "Только имена праведных в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно". Больше того, Иисус дает нищему имя очень выразительное: "Лазарь", буквально означает "Божья помощь", то есть явно больной - до беспомощности, всеми оставленный и презираемый, нищий может надеяться только на Бога. Вот и все, что говорит Спаситель о земной жизни этих двоих. Нам не объясняется, как разбогател богач: приобрел ли он свое состояние непосильным трудом на большой дороге или приумножал его за счет доверчивости своих менее предприимчивых соплеменников. А может, просто его деловой хватке сопутствовала удача. Или он получил огромное наследство, а вдруг - чего не бывает! - выиграл все в какую-нибудь древнеиудейскую лотерею... Но Иисус ничего не говорит о способах приобретения денег, а значит, для дальнейшего важно не это.

Нам сообщается только то, что богач любил роскошь: виссон и порфира - ткани дорогие, и, по-видимому, был человеком если уж и не щедрым, то, по крайней мере, нежадным, потому как пиршествовал каждый день, да не как-нибудь, а "блистательно". Нищий же, не способный о себе позаботиться из-за болезни, - "весь в струпьях", - мог лишь "желать" крошек со стола: на востоке того времени все объедки выбрасывались прямо на улицу, где их и делили между собой бродячие собаки.

Заглушая совесть

Смерть не щадит ни бедных, ни богатых: "Умер нищий, - рассказывается дальше, - и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его". Только касательно богача упоминаются похороны - вероятно, сородичи проводили этого баловня судьбы в последний путь с торжественностью, подобающей его статусу. Похоронами же человека, столь ничтожного, как Лазарь, никто заниматься не стал: скорее всего, его тело было брошено на съедение диким зверям.

Но дальше - вот она разница между судом людским и Судом Божьим - участь и первого, и второго кардинально меняются. Душу Лазаря при ее исходе из тела сопровождают ангелы, они относят ее "на лоно Авраамово" - место, где упокаивались души праведников до Воскресения Христова. Авраам - святой праотец, а фраза "на лоно" означает "на грудь, в объятия", значит, Лазарь оказался в месте, аналогичном раю. А какая же участь ждала любителя роскошной одежды и веселых пиров?

"Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его... - богословы разъясняют этот Евангельский стих так: из тьмы, где пребывают в муках грешники, отчетливо виден горний свет - именно поэтому сказано, что богач "поднял глаза свои".

"... и, возопив, - продолжается Евангельская притча, - сказал (богач): отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем". При чтении этого отрывка возникает несколько моментов, требующих пояснения. Первое, действительно ли ад - это пламень, и душераздирающая картина геенны огненной не метафора? Второе, если богач умер, то какой же у него язык? И третье, раз мучающийся в геенне богач просит у Авраама милости, значит, посмертные страдания могут быть, в принципе, смягчены? Мы обязательно найдем ответ на эти вопросы, но сначала давайте подумаем, за что, собственно, Лазарь вознагражден, а богача покарали?

На первый взгляд срабатывает едва ли не логика социальной справедливости: был богат - гори в геенне. Бедствовал и страдал - получай райские кущи. Однако, Владимир Михайлович, богословы предостерегают от такого толкования: оно не просто упрощает, оно искажает законы духовного мира. Бедность не обеспечивает пропуска в рай автоматически, да и солидный счет в банке не гарантирует адских мучений. Не все богатые были осуждены. Презираемый соплеменниками, явно не нищий, сборщик налогов Закхей был спасен - Господь зрит в сердце человеческое, а не в его кошелек. Евангелие хранит память о Иосифе Аримафейском, отдавшем свою гробницу для распятого Спасителя. И об одном из вождей Израильского народа Никодиме, человеке явно небедном, - это он тайно принес дорогие ароматические масла для помазания тела распятого Христа... Да и среди святых встречались люди с солидными состояниями. Давайте еще раз перечитаем начало притчи: сказано, что нищий "лежал у ворот" богача, и эти слова - ключ к пониманию всего. Самодовольный любитель роскоши ежедневно проходил мимо Лазаря, но чужие страдания оставляли его равнодушным. Эгоистичный толстосум, безусловно, замечал нищего - помните, он узнал его на том свете. Но его сердце, занятое самоуслаждением, было неспособно на жалость. Более того, оно окаменело настолько, что в нем не возникало даже и раздражения при виде гноища и струпьев бездомного - иначе он давно бы приказал убрать оскорбляющего его взор бомжа прочь. Но ведь даже раздражение - это реакция на живущий еще где-то в глубине души голос совести: совесть напоминает о себе, мешает жить самоуспокоенно, отсюда желание ее заглушить - хотя бы просто убрав бедняка с глаз долой. Но даже этого не было у немилосердного. Как броней, защищенный своим благополучием от чужого страдания, он всего лишь проходил мимо. А вот Лазарь не только не роптал - в его душе не рождалось ни зависти при виде чужих денег, ни гнева по поводу явной несправедливости. Он прощал баловню судьбы его богатство. В сердце нищего жила кротость - иначе, как считают богословы, собаки не подходили бы к нему вылизывать раны. Значит, не деньги определяют посмертную участь людей, а состояние их сердца. И равнодушие -вот прямой путь в преисподнюю.

Милосердие против пламени

Богач в аду, он страдает и просит Авраама о милосердии. По слову святителя Иоанна Златоуста, "немилосердный просит о милости". Но что же отвечает Авраам? "Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят".

Зная, что Бог есть любовь, понимаешь, что в жесткости этой притчи предостережение. Которое Господь делает из милосердия к нам, таким жестокосердным и эгоистичным. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: "Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну. Обильным потоком пусть струится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень. Поддержи жизнь сирот - и вот ты убил уже неусыпающих червей. Отри слезу вдовы - и ты освободил душу свою от гнета грехов".

Продолжение следует.

Уважаемые читатели!

Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Если вы хотите, чтобы письмо было передано непосредственно Марии, мы сделаем это.

Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, Редакция "Российской газеты".

Адрес электронной почты Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru

Религия