Торпеда, выпущенная с северокорейской подлодки, либо камикадзе морского спецназа КНДР с управляемым взрывным устройством стали причиной гибели южнокорейского сторожевого корабля "Чхонан".
К такому выводу, похоже, приходят эксперты, расследовавшие трагедию. Правда, официальные лица Сеула не спешат официально озвучивать эти обвинения. Тем более, что существуют и другие версии инцидента.
Напомним, что в ночь с 26 на 27 марта сторожевой корабль ВМС Южной Кореи "Чхонан", патрулировавший в акватории Желтого моря недалеко от острова Пэннёндо, был взорван. Судно раскололось на две части и затонуло. Из 104 членов экипажа спаслись лишь 58 человек, 38 погибли, восемь до сих числятся пропавшими без вести.
Северокорейский след "всплыл" в первые же секунды после трагедии. Район, где произошел инцидент, находится в непосредственной близости от КНДР, кроме того, эта зона считается спорной и там уже три раза происходили боевые столкновения между кораблями военно-морских сил двух Корей. После трех недель напряженной работы южные корейцы сумели поднять кормовую часть затонувшего корабля, что сразу исключило некоторые версии.
В четверг информационное агентство "Енхап", пожалуй, впервые более-менее уверенно озвучило то, что подозревали уже давно. Ссылаясь на высокопоставленный источник в военной разведке Южной Кореи, было заявлено, что корабль был потоплен двухсоткилограммовой торпедой, выпущенной с северокорейской подводной лодки. Подлодка, чья база находится буквально в 17 км от места трагедии, сумела проскользнуть незамеченной, следуя прямо под корпусом китайского рыболовецкого судна, маскируя при этом звук своих винтов шумами сейнера. Такое заключение, как утверждается, военные разведчики сделали в докладе, который передан руководству министерства обороны и администрации президента страны.
Правда, тут же были внесены определенные дополнения, которые, впрочем не меняют сути. Источник информагентства заметил, что атака на "Чхонан" могла быть произведена и представителем подразделения камикадзе морского спецназа КНДР. В этом случае торпеда, управляемая пилотом, была на малом ходу подведена к кораблю после чего она сдетонировала. В подтверждение этого варианта были приведены сведения о том, что в последнее время северокорейские морские спецназовцы активно отрабатывали варианты таких атак, а также другие "нетрадиционные" способы уничтожения кораблей противника.
Несмотря на это, официальные лица Сеула пока не выступают с обвинениями в адрес "коварного Пхеньяна". Дело в том, что некоторые специалисты ставят под сомнения заключения военных разведчиков, отмечая недостаток прямых доказательств и некоторые технические несостыковки представленных версий.
Одновременно другие СМИ Южной Кореи процитировали слова министра обороны Южной Кореи, который в принципе не исключил возможность того, что корабль пострадал от одной из своих же мин. Дело в том, что остров в прошлом был окружен густой сетью морских мин, которые защищали его от возможной атаки со стороны КНДР. Со временем этот способ обороны признали неэффективным, часть мин собрали, часть ликвидировали, а вот некоторые так и не смогли найти. Не исключено, что на такой "подарок из прошлого" и наткнулся "Чхонан" в ту злополучную ночь.
Независимые аналитики при этом отмечают, что южнокорейское правительство даже если получит неопровержимые доказательства причастности к взрыву КНДР может намеренно их замалчивать. Время для ответного удара "по горячим следам" уже прошло, начинать новую Корейскую войну даже из-за нибели корабля никто не станет. А вот общественное мнение однозначно потребует отомстить за кровь погибших моряков. И это может стать непреодолимой политической проблемой для Сеула.
Как стало известно, южнокорейские специалисты уже сделали заключение, что торпеда или мина взорвалась, не касаясь корпуса корабля "Чхонан", а на некотором расстоянии. Мы попросил прокомментировать обоснованность таких выводов российского эксперта - заведующего лабораторией экспериментальной прикладной гидродинамики Института гидродинамики им. М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН доктора физико-математических наук Евгения Ерманюка:
"Контактно взрывать в воде совершенно необязательно. При бесконтактном взрыве в воде образуется огромный пузырь. Если пузырь далеко от границ (в бесконечно глубокой жидкости), то он быстро схлопывается симметрично в центр. Если пузырь рядом с границей, например с днищем, то он быстро схлопывается так, что сам себя протыкает образующейся при схлопывании струей (как бублик), причем струя по законам движения получается аналогичной кумулятивной и движется с большой скоростью.
Струя всегда бьет в сторону ближайшей твердой поверхности. А потому легко может пробить днище (оно у крейсера толщиной порядка 15 миллиметров, а у сторожевика и того меньше), либо, даже если не пробьет, может привести к тому, что дно локально сложится гармошкой (примерно как пустая пивная банка, когда ее раздавливаешь рукой).
После этого корабль может переломиться пополам, поскольку он локально потерял устойчивость оболочки, а продольные распределения весовой нагрузки (сил, действующих вниз) и водоизмещения (сил, действующих вверх) в общем случае не совпадают. Поэтому всегда есть локальный изгибающий момент, даже на тихой воде, не говоря уже о волнении.
Попробуйте сломать пустую пивную банку пополам - увидите, как это происходит. Если на банке сначала сделать небольшую вмятину посередине и потом сгибать в сторону этой вмятины, то она согнется заметно легче. Точно так же и с кораблем после удара струи при коллапсе взрывного пузыря...
Это могла быть, например, донная мина. Находясь на глубине 50 метров, донная мина легко может переломить идущий по поверхности воды корабль. Совершенно нет необходимости в непосредственном касании. Часто для переламывания корабля взрыв издалека даже эффективнее".