22.04.2010 00:24
Общество

Каждый пятый опрошенный считает, что Ленин вывел Россию на путь прогресса и справедливости

Память сохранится, путь забудется
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №85 (5164)
Читать на сайте RG.RU

К 140-летие со дня рождения Ленина далеко не все известные социологические центры посвятили опросы общественного мнения этой теме. ВЦИОМ озаглавил результаты такого опроса словами "Повергнутый кумир".

Оценивая роль Ленина в истории России, наши сограждане, как и прежде, склонны считать, что память о нем сохранится (31 процент), но никто уже не пойдет по его пути (41 процент). Вторая по популярности точка зрения на вождя - идеи этого политика были искажены его последователями (24 процента) сейчас. 20 процентов считают, что Ленин вывел Россию на путь прогресса и справедливости.

Но все меньше становится людей, которые предполагают в нем лучшие помыслы и оправдывают его решения его же историческими ошибками.

10 процентов соглашаются с тем, что он был жестоким человеком, прибегающим для преобразования страны к насилию. А 6 процентов думают, что его идеи и в будущем будут освещать людям дорогу к лучшей жизни.

Если суммировать, то, по мнению социологов, индифферентность вытесняет уважение, многие убеждены, что через полстолетия о нем будут вспоминать только историки.

Образ Ленина не выдвигается в современность с той заводящей общество остротой, с какой, например, образ Сталина.

Если кто-то Ленина подчеркнуто возвышает или унижает, можно быть уверенным как минимум в чудаковатости автора этого действия.

Об исследовании жизни и личности Ленина в той степени глубины, полноты, объективности, спокойствия и массовой усвоенности результатов, какой в идеале хотелось бы, мечтать не приходится. А спорить о Ленине неактуально.

Или опасно?

Ведь образы и Ленина, и Сталина в глазах современников уже давно говорят нам не столько о Ленине и Сталине, сколько о современниках. А что если в спорах о Сталине обнажаются какие-то наши гораздо более поверхностные этические водоразделы? А в спорах о Ленине на свет должны быть вытащены более стыдные тайны и страшные законы истории?

История России XX века, конечно, не остыла до такой степени, чтобы стать притягательным приключением, как у Карамзина, или этической моделью, как у Пушкина.

История