22.04.2010 00:44
Экономика

Георгий Ворошилов: Присутствие науки на производстве, как правило, незаметно, но ее отсутствие дает о себе знать немедленно

Уральские проектировщики применяют новые подходы к созданию добывающих предприятий
Текст:  Юлия Вострецова (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №85 (5164)
Читать на сайте RG.RU

Научно-проектным организациям Среднего Урала приходится выдерживать жесткую конкуренцию с западными фирмами и осваивать новые виды деятельности. О ситуации в отрасли и перспективах ее развития рассказал заместитель генерального директора по горным работам института "Уралмеханобр", академик Российской академии горных наук Георгий Ворошилов.

Российская газета: Прикладная наука и проектные институты в 1990-х пережили очень трудный период. Каково сейчас состояние этой сферы?

Георгий Ворошилов: Присутствие науки на производстве, как правило, незаметно, но ее отсутствие дает о себе знать немедленно. Всем научно-проектным институтам, занимающимся горным делом, пришлось трудно: количество их сотрудников сократилось в несколько раз. Добавил проблем и кризис. Однако в последнее время ощущается подъем металлургической промышленности, это отразилось и на нашей деятельности - объем работ института в 2010 году в сравнении с 2009-м увеличился на 85 миллионов рублей.

РГ: А какова в целом ситуация на рынке проектных работ в горной отрасли: достаточно ли заказов, велика ли конкуренция?

Ворошилов: Конкуренция между отечественными и зарубежными проектными и научно-исследовательскими организациями сейчас жесткая. Не секрет, что отечественная наука и производство имеют устаревшие основные фонды, изношенное горное оборудование. Поэтому конкурировать с зарубежными фирмами нам нелегко, хотя уровень научной и технологической проработки у российских институтов не ниже. Преимущество зарубежных организаций в том, что они предлагают интегрированный продукт - не просто проектирование в чистом виде, но также и строительство, обеспечение техникой, оборудованием, пуско-наладку - то есть выполняют работы "под ключ". Кроме того, они предлагают и инвестиции - так называемые связанные кредиты.

РГ: Как же удается выживать в изменившихся условиях?

Ворошилов: Многие институты начали внедрять новые формы деятельности, например, создают отделы капитального строительства, курируют доразведку месторождений, осуществляют проектирование, надзор за строительством, полное инжиниринговое сопровождение на весь жизненный цикл предприятия, вплоть до его ликвидации. Заказчики охотно идут на такое сотрудничество, поскольку оно обеспечивает им работу с одним партнером.

Требования и подходы к проектированию в последнее время вообще существенно изменились. Сегодня любое техническое решение обязательно оценивается с точки зрения экономики: окупаемости, рентабельности проектируемого предприятия. На первое место выходит необходимость "сделать бизнес" на стадии разработки месторождения.

РГ: Георгий Александрович, вы на днях отметили 60-летний юбилей и почти 40 лет жизни отдали горной промышленности. Вы по-прежнему ощущаете себя горным инженером или уже больше менеджером?

Ворошилов: Я начинал трудовую деятельность после института в качестве горного мастера на золотодобывающем прииске. Затем прошел путь от рядового инженера до главного инженера института "Уралгипроруда", затем перешел в "Уралмеханобр". На основании своего опыта могу сказать, что сегодня проектировщику требуется подготовка не просто технического специалиста, но и менеджера. Например, главный инженер проекта должен быть и грамотным техническим руководителем, и хорошим организатором, курировать заключение договоров и планировать финансовые потоки, а главное - уметь работать с заказчиком, застройщиком и подрядчиком. Этому в вузе не учат.

РГ: Профессии горного инженера, проектировщика, ученого в наше время не слишком популярны у молодежи. Как "Уралмеханобр" решает кадровую проблему?

Ворошилов: Проектное дело - это творческий и высокоинтеллектуальный труд. Проектировщиков, по сути, нигде не готовят. Ребята приходят после вуза с хорошей базой, но профессии горняка-проектировщика приходится учить на месте, на это уходит 3-5 лет. Сегодня численность сотрудников до 30 лет в проектной и научной части института - около 35 процентов. В "Уралмеханобре", на мой взгляд, оптимальный баланс кадрового состава по возрасту и профессиональному опыту. Средний возраст сотрудников - 43 года.

Мы реализуем различные кадровые программы - и производственные, и социальные. Например, с 2007 года у нас действует корпоративная жилищная программа. Ежегодно в нее инвестируется около пяти миллионов рублей. Уровень оплаты труда сотрудников также достаточно высокий - в среднем порядка 30 тысяч рублей. Как всегда важным фактором остается и хороший морально-психологический климат в коллективе.

РГ: Вы много лет проработали в другом проектном институте. С чем связан переход в "Уралмеханобр"?

Ворошилов: С более интересной работой. "Уралмеханобр" развивается очень динамично: институт находится в стадии глубокой модернизации, сюда стягиваются лучшие умы, закупается самое передовое оборудование и программное обеспечение. Если раньше он специализировался на проектировании и научном сопровождении только обогатительных производств, теперь же активно развивается горное направление: в настоящее время ведется научная проработка и проектирование производств на таких крупных предприятиях Уральской горно-металлургической компании, как Гайский, Учалинский ГОКи, рудники "Башмеди". Мы планируем принять участие в освоении Удоканского месторождения меди в Забайкалье, совместно с "ЯкутНИИпроалмаз", МИСиСом и дочерними структурами АК "АЛРОСА" приступаем к работам по освоению железорудной группы Южно-Якутских месторождений с запасами более 4,8 миллиарда тонн железной руды. Уникальным стратегическим партнером института выступает один из ведущих мировых производителей минеральных удобрений ОАО "Уралкалий".

РГ: Чем обусловлена такая активная работа института в других регионах России?

Ворошилов: Это объективная тенденция: центр тяжести освоения сырьевой базы перемещается на восток. Урал долгие годы был главной сырьевой базой страны, но сегодня некоторые виды сырья здесь практически исчерпаны. Например, разработка месторождений меди открытым способом в стадии завершения. "Уралмеханобр" ведет по ним проектирование переходов на подземные рудники. Работаем и в направлении освоения таких технологий, как гидрометаллургия, пирометаллургия, разработка и обогащение промышленных отвалов - это тоже огромный резерв добычи сырья. Кроме того, идет освоение месторождений Северного Урала и Ямала, где применяются самые современные горные технологии и оборудование.

Я сказал бы, что в будущее мы смотрим с оптимизмом, основанным на вере в профессионализм, логике экономического расчета и духе творчества. К счастью, интеллект нации работает без скидок на кризис и способен решать любые задачи по развитию промышленности.

Экономика Свердловская область Урал и Западная Сибирь