Верхняя планка ставки по потребительским кредитам должна быть жестко ограничена. Максимум не должен превышать двойной ставки рефинансирования Центробанка, предлагают защитники прав потребителей. Однако банкиры с таким условием категорически не согласны.
Фактически это означает, что при инфляции в 7-8 процентов при покупке холодильника или стиральной машины в кредит банки не смогут брать с потребителей больше 16 процентов годовых. С инициативой принятия поправок в Закон "О банках и банковской деятельности" выступила Конфедерация обществ потребителей (КонфОП). Представители общественности ориентируются на опыт Германии и Польши, где вопрос о максимальной ставке по потребкредитам уже давно зарегулирован на государственном уровне. "В нашей стране, к сожалению, нередки случаи, когда банки в тело кредита вставляют заоблачные проценты, и в результате потребитель может переплатить до 80 процентов от стоимости покупки", - констатирует президент КонфОП Дмитрий Янин. Предложение общественности уже получило поддержку Федеральной антимонопольной службы.
При этом в Роспотребнадзоре, который также выступает на стороне потребителей, отмечают, что взаимоотношения банков с потребителями не только не улучшаются, а даже наоборот. За последние месяцы количество жалоб резко выросло. Так, только одно московское управление Роспотребнадзора в прошлом году приняло 358 обращений от граждан по вопросам потребительского кредитования. Приблизительно столько же получено с начала этого года. Вчера в ходе "круглого стола", за которым собрались представители Роспотребнадзора, КонфОП и банковского сообщества, стороны попытались найти общий язык в подходе к кредитованию населения. Но, увы, проникнуться проблемами друг друга им так и не удалось. Первый же пример из практики Роспотребнадзора, озвученный начальником управления защиты прав потребителей ведомства Олегом Прусаковым, развел участников дискуссии в разные стороны (и, судя по звучавшим обвинениям, воссоединиться им будет крайне сложно). А именно, представитель Роспотребнадзора пересказал банкирам случай, когда вместо 35 рублей, не оплаченных вовремя по банковской кредитной карте, через шесть лет с заемщика потребовали неустойку в размере 8 тысяч рублей. При этом банкиры не увидели никаких нарушений в действиях коллег. "Выбирая кредитную карту банка, человек получает стандартный продукт, условия которого для всех заемщиков одинаковые. Видимо, в требованиях банка было прописано, что должник должен заплатить именно такой штраф", - говорит директор Центра развития банковской системы Олег Иванов. Банкиры же настаивают: если штрафы за просрочку платежа по кредиту сделать минимальными, это сведет на нет платежную дисциплину заемщиков.
Еще один довод кредиторов - понятных правил для работы с населением катастрофически не хватает. "Ни в одном законе подробно не прописаны взаимоотношения банков и потребителей. Необходим отдельный закон о потребительском кредите, о банкротстве граждан, о коллекторских агентствах. Этих законов до сих пор нет, при этом каждый надзорный орган пытается по-своему истолковать существующее законодательство", - настаивает Олег Иванов. В свою очередь президент КонфОП Дмитрий Янин замечает, что банки ранее пытались заняться саморегулированием, но из этого ничего путного не вышло.
Каждый банк по-прежнему работает по своему внутреннему распорядку. Между тем именно принятие общих для всех банков норм поведения могло бы снять существенную часть вопросов, уверены защитники интересов потребителей. Присутствовавший на встрече председатель комитета по финансовой грамотности Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев пообещал, что уже на следующей неделе в Роспотребнадзор будут представлены предложения по соразмерности штрафов за просрочку платежей по кредиту.