23.04.2010 00:36
Происшествия

В "высокий"сезон транспортная милиция принимает особые меры для охраны и пассажиров, и поездов

С началом курортного сезона поезда на юг будут сопровождать оперативники в штатском
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №87 (5166)
Читать на сайте RG.RU

С началом курортного сезона поезда на юг будут сопровождать оперативники в штатском

Начинающийся сезон летних отпусков с энтузиазмом встретили не только будущие курортники, мечтающие об отдыхе на пляжах. К югу устремились и разномастные преступники, для которых лето - не период отдыха, а самый что ни на есть "сенокос".

В самом деле, люди едут на курорты с деньгами, оставив позади тревоги, заботы и повседневную настороженность. Для них, как только тронулся поезд, начался долгожданный отпуск. Многие, уютно расположившись в купе, накрывают на столике "поляну" и начинают праздновать первый день отдыха. Знакомятся с попутчиками, продолжают банкет в ресторане. Могут и в картишки перекинуться на копеечный интерес. И наутро просыпаются без денег, документов и ценностей. А кто-то и вовсе не просыпается.

С началом отпускного сезона транспортная милиция сейчас принимает особые меры безопасности и пассажиров, и поездов. Обычно пассажирский состав охраняется вооруженным милицейским нарядом из двух-четырех сотрудников, который размещается в штабном вагоне. При необходимости этот наряд может получить помощь от коллег, вплоть до ОМОНа, на любой железнодорожной станции. Пассажир, попавший в беду, имеет возможность вызвать милицию из купе проводника. Да и сами милиционеры обязаны периодически обходить вагоны.

Но с наступлением массовых поездок на отдых к обычным методам охраны добавляются особые меры. Речь идет об усилении оперативной работы уголовного розыска. Например, в купе среди пассажиров может оказаться "сотрудник в штатском", который сумеет задержать мошенника или вора с поличным. Как минимум - предотвратит преступление.

Обычно такие сыщики садятся в поезда целенаправленно, когда есть оперативная информация, что в этом составе "работает" преступная группа. Кстати, сейчас такая информация наиболее интенсивно собирается и обрабатывается. Милиционеры наблюдают за известными преступными "коллективами" - есть ли оживление в этой среде, кто из них уже отправился в дорогу, а кто только готовится в путь.

Преступники, промышляющие в поездах дальнего следования, делятся на несколько "специальностей". Есть карточные шулеры, способные в игре раздеть до нитки азартного партнера. Есть клофелинщики, подсыпающие сильное снотворное в стакан собутыльнику и затем обчищающие его карманы. Иной человек от такого "лекарства" может и умереть. Кстати, вопреки расхожему мнению, усыплением своих жертв занимаются не только женщины, с которыми заигрывают случайные попутчики. Жестоким отравителем может оказаться просто приятный собеседник, с которым в ходе разговора под стук колес захотелось принять по рюмочке.

Как правило, криминальные "специалисты" работают не в одиночку, а хорошо организованными группами с четко распределенными ролями. Кто-то выслеживает жертву, кто-то ее "раскручивает" - обыгрывает, например, в карты или спаивает до бесчувствия. Кто-то осуществляет "силовое прикрытие" - если обманутый человек вдруг вздумает качать права.

В вагоне могут оказаться и карманники, и вооруженные грабители, способные под дулом пистолета быстро забрать у человека все ценное и спрыгнуть с поезда. В общем, приятный отдых может закончиться, едва начавшись.

Но спокойствие на железных дорогах - не только отсутствие криминала в пассажирских купе. После терактов в Москве президент потребовал обеспечить комплексную безопасность на транспорте. Московское УВД на железнодорожном транспорте уже приступило к оперативно-профилактической операции.

Ее смысл - не только в борьбе с уголовной преступностью. Сотрудники транспортной милиции и работники железной дороги совместно обследуют межстанционные перегоны, платформы, станции, чтобы своевременно обнаружить все лишнее - от случайно оказавшихся на рельсах бревен до взрывных устройств.

Есть и другая беда - кражи технологического оборудования, разукомплектование подвижного состава, хулиганство и вандализм. У подростков в моде опасная забава - метать в проходящие поезда камни, бутылки, палки, железяки. Поэтому и несовершеннолетние оказались, так сказать, "объектом" милицейской операции. Сотрудники милиции выясняют, где у железной дороги чаще всего собираются подростки, и берут такие "места досуга" под наблюдение. А накануне школьных каникул проводят в учебных заведениях разъяснительную работу. Детям рассказывают, что "шалости" на дорогах могут обернуться трагедией, унести человеческие жизни, а у кого-то, несмотря на возраст, - надолго отнять свободу.

Справка "РГ"

Телефон доверия Московского УВД на железнодорожном транспорте: 266-94-05.

Охрана порядка