26.04.2010 00:05
Культура

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства презентовал проект "Открытые фонды"

Легендарная коллекция выставлена для просмотра и изучения
Текст:  Светлана Мазурова
Российская газета - Северо-Запад: №88 (5167)
Читать на сайте RG.RU

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства презентовал проект "Открытые фонды".

Уже на этой неделе петербуржцы смогут увидеть уникальную коллекцию "Русское театральное и декоративное искусство 1880-1930-х годов" из собрания Нины и Никиты Лобановых-Ростовских. Это крупнейшая в мире частная коллекция на данную тему. 810 произведений из нее приобрел у Никиты Дмитриевича, живущего за рубежом, в 2008 году международный благотворительный фонд "Константиновский". То есть целый пласт русской культуры конца XIX - первой трети XX века, наше национальное достояние, вернулся на Родину. Временно экспонаты хранятся в фондах Музея театрального и музыкального искусства, в одном из филиалов - доме Ф. И. Шаляпина на улице Графтио, 2 б.

Начало коллекции, насчитывающей более тысячи произведений 140 русских художников, было положено в 1960 году. Представлены работы художников-эмигрантов Юрия Анненкова, Бориса Григорьева, Сергея Судейкина, Николая Рериха, Павла Челищева, Николая Бенуа, Константина и Алексея Коровиных и других. Сквозь призму эскизов декораций и костюмов, созданных мастерами, можно "увидеть" спектакли, составившие славу советского театра в 1920-1930-е годы - шедевры В. Мейерхольда, А. Таирова, Н. Евреинова.

Значительная часть собрания - предметы печатной графики. Здесь плакат В. Серова к "Русским сезонам" С. Дягилева с изображением Анны Павловой, плакат филоновской школы к спектаклю "Ревизор", афиши кабаре "Летучая мышь" Н. Балиева.

Специалисты считают, что коллекция уникальна не только по объему (более 800 произведений, выполненных в различных техниках и материалах, показывающих разнообразие школ многонациональной России и художественных течений - от символизма и реализма до кубизма и супрематизма), но и по высокому художественному качеству.

"Открытые фонды" будут принимать посетителей небольшими группами с 28 апреля два раза в неделю по предварительной записи. Экскурсии будут проводить сотрудники музея.

- Такие строгие ограничения связаны с условиями хранения графических работ. Есть правило: три месяца в году графика может выставляться на всеобщее обозрение при определенных условиях освещенности. Все остальное время она должна отдыхать в темноте, - пояснила корреспонденту "РГ" главный хранитель Музея театрального и музыкального искусства Татьяна Власова.

Арт Санкт-Петербург Северо-Запад