26.04.2010 00:40
Власть

Николай Патрушев: ШОС не должна превращаться в военный блок

ШОС становится главной антитеррористической площадкой в Центральной Азии
Текст:  Иван Егоров
Российская газета - Федеральный выпуск: №88 (5167)
Читать на сайте RG.RU

В Узбекистане прошло совещание секретарей Советов безопасности стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества. Эта встреча стала первой из ряда крупных заседаний накануне июньского саммита глав государств ШОС и, по мнению участников, задала тон остальным подготовительным мероприятиям.

Главной интригой перед началом заседания оставалось выступление киргизской стороны. Правда, сенсации не произошло - национальный координатор ШОС от Киргизии Толенды Макеев ничего нового о событиях в республике не рассказал. Не стал он просить о силовой и миротворческой помощи - только о материальной.

В остальном заседание глав Совбезов прошло по намеченному плану. Участники встречи обсудили вопросы обеспечения безопасности на пространстве ШОС, в том числе совершенствование механизмов противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму. Особое внимание ШОС уделяет борьбе с незаконным оборотом оружия и наркотиков. По мнению секретарей Совбезов, одним из главных дестабилизирующих факторов в регионе остается затяжной и кровопролитный конфликт в Афганистане.

Об итогах ташкентской встречи и о тех вызовах, которые стоят сегодня перед государствами - членами ШОС, "Российской газете" рассказывает секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.

Российская газета: Николай Платонович, насколько Шанхайская организация сегодня востребована в Центральной Азии и реально способна влиять на ситуацию в регионе и не подменяет ли она собой другие организации на пространстве СНГ, в том числе и военные?

Николай Патрушев: Развитие Шанхайской организации сотрудничества является одним из приоритетов российской внешней политики. С момента своего образования ШОС на деле доказывает эффективность коллективных усилий в противодействии современным вызовам и угрозам, обеспечении безопасности и стабильности в регионе.

В организации наработана солидная договорно-правовая база, сформированы необходимые механизмы, которые обеспечивают высокий уровень сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, с незаконным оборотом оружия и наркотиков. При этом есть четкое понимание - ШОС не должна превращаться в военный блок.

РГ: Но тем не менее ШОС сложно назвать сугубо гражданской гуманитарной организацией. Все-таки угрозы, которые стоят перед странами региона, абсолютно реальны и далеко не безобидны.

Патрушев: Не секрет, что сегодня в Центральной Азии сложная социально-политическая обстановка. В отдельных странах усиливаются протестные настроения. Недавние события в Киргизии являются отражением этих тенденций.

Актуальной остается проблема экстремизма. Несмотря на достаточно серьезные меры всех государств по ее ликвидации, до сих пор в регионе действует ряд экстремистских группировок. Они представляют потенциальную террористическую угрозу, а также активно ведут антиправительственную пропаганду и работу по вербовке в свои ряды новых членов.

Особое внимание в рамках ШОС уделяется борьбе с международным терроризмом. Основная роль на этом направлении отводится Региональной антитеррористической структуре (РАТС) ШОС, которая на сегодняшний день является реально функционирующим механизмом контртеррористической работы. Причем идет работа и по совершенно новым вызовам и угрозам, о которых еще несколько лет назад в большинстве стран Центральной Азии всерьез не задумывались. В частности, речь идет о киберпреступности, которая вообще не имеет четких географических границ, и о проблемах информационной безопасности в более широком контексте.

РГ: То есть кроме внутренних угроз для стран - членов ШОС сегодня актуальны и внешние?

Патрушев: Главным вызовом региональной стабильности остается деградирующая ситуация в Афганистане. В прошлом году боевикам движения "Талибан" и исламской партии Афганистана удалось расширить зону боевых действий на северные провинции страны Балх, Кундуз, Саманган, Фарьяб и Бадгис. Афганский наркобизнес все больше распространяется на центральноазиатские государства. Слабая защищенность их границ и недостаточная эффективность силовых органов превратили страны региона в привлекательный объект для наркобаронов. Поэтому все более актуальной для ШОС становится тема борьбы с нелегальным оборотом наркотиков.

РГ: Организация способна как-то переломить ситуацию?

Патрушев: Противодействие угрозам, исходящим с территории Афганистана, - одно из ключевых направлений в деятельности ШОС. ФСКН совместно с МИД, ФСБ и другими ведомствами уже работают по созданию поясов антинаркотической безопасности вокруг Афганистана. В этом плане важно наращивать сотрудничество между ШОС и ОДКБ. Но при этом надо четко разграничивать компетенции этих двух организаций.

Необходимо создание постоянно действующего механизма противодействия этой угрозе, и это уже делается в рамках ШОС, а также налаживания более тесного взаимодействия с самим Афганистаном. Речь прежде всего о повышении эффективности работы контактной группы ШОС-Афганистан. В то же время пора подумать и об определенном подключении Афганистана к работе региональной антитеррористической структуры. Это в конечном счете соответствовало бы интересам всех государств-членов ШОС, давно и плотно сотрудничающих с Кабулом в сфере антитеррора.

На нынешнем этапе важно закрепить за ШОС положение ведущей региональной площадки для сотрудничества по Афганистану. Для этого необходимо прежде всего консолидировать усилия самих государств-членов организации и продолжать практику многосторонних консультаций с участием Афганистана.

РГ: До создания ШОС в регионе сохранялись серьезные противоречия по многим вопросам даже между ближайшими соседями. Членство в организации сблизило их позиции?

Патрушев: Несомненно, 9 лет совместной работы помогли совершить качественный прорыв по многим, казалось бы, не решаемым вопросам. Но до идиллии пока далеко. Мы до сих пор не можем в полной мере противодействовать экстремизму и решать экономические проблемы. Виной всему сохраняющиеся противоречия внутри региона, которые в свою очередь ведут к ухудшению политических отношений между отдельными странами.

РГ: В этом году в ШОС председательствует Узбекистан и сейчас прошла первая встреча секретарей советов безопасности в Ташкенте. Ваши впечатления от совещания и самого города?

Патрушев: Я не первый раз в этом городе. Он мне нравится не только красотой бульваров и площадей, парков и скверов, но и гостеприимством и радушием его жителей. Кстати, должен отметить прекрасную организацию узбекской стороной только что закончившейся встречи секретарей советов безопасности ШОС.

РГ: В последнее время к ШОС все чаще проявляют интерес многие западные страны. Насколько это полезно для Организации?

Патрушев: ШОС - открытая организация, выступающая за расширение сотрудничества со всеми заинтересованными международными структурами и государствами. Однако попытки отдельных стран увеличить свое влияние в центральноазиатском регионе подчас привносят элементы напряженности в двусторонние отношения и ситуацию внутри ШОС.

Мы открыты к партнерству. Главное, чтобы оно выстраивалось строго на равноправной основе и в увязке с шосовской повесткой дня. Например, в этом месяце было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия терроризму и экстремизму с ООН.

Сегодня вопросы борьбы с международным терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком и трансграничной организованной преступностью можно решать только сообща, объединяя усилия национальных правоохранительных органов как внутри стран-участниц, так и координируя их общий потенциал в рамках самой организации. Это и должно стать в ближайшей перспективе основной задачей регулярных совещаний секретарей советов безопасности государств-членов ШОС.

Внешняя политика Узбекистан Антитеррор Совет Безопасности ШОС