Отсутствие международного воздушного сообщения - одна из основных проблем развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа и создания в Томске федерального центра образования, исследований и разработок.
Томичи вновь столкнулись с ней, приглашая гостей и готовясь к майскому инновационному форуму с международным участием, который пройдет под девизом "От инновационного региона к инновационному государству".
- Нас все сегодня хвалят за то, как мы без особого шума последние двенадцать лет строим нормальную региональную инновационную систему, - говорит губернатор Виктор Кресс. - Я вижу, что надо делать следующие шаги, иначе все, что было наработано, не даст должного эффекта. Важнейший проект на сегодня - подтянуть транспортную и социальную инфраструктуру. Если этого не сделать, то инновационная инфраструктура будет работать со значительно меньшим эффектом, и мы начнем терять умных, талантливых, дерзких, креативных людей.
Союзников в решении этого вопроса у региона вроде бы много. Проект правительственного распоряжения об открытии аэропорта Томск для международных полетов поддержали: Федеральное агентство по обустройству госграницы РФ, Пограничная служба ФСБ России, Федеральная таможенная служба, Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Минтранс России.
Проект распоряжения об открытии аэропорта Томск для международных полетов сейчас находится в правительстве, все визы от заинтересованных федеральных служб под документом есть. Произошло это по итогам прошедшего в марте в Томске специального межведомственного совещания.
Как уверяет куратор проекта от администрации региона Виктор Шишкин, после принятия постановления есть возможность сразу же начать проектно-изыскательские работы на обустройство и техническое оснащение пункта пропуска в аэропорту. Их инвестором вызвалась стать Томская домостроительная компания, руководство которой готово потратить на эти цели порядка семи-восьми миллионов рублей.
При оптимистичном развитии событий после выхода в свет распоряжения подготовка проекта и его утверждение займет два-три месяца. А значит, уже этим летом можно начать строительные и реконструкционные работы, чтобы к концу года запустить пункт пропуска. Пока на базе действующего аэровокзала, выделив там специальную "международную" зону, а затем можно приступить к строительству отдельного международного терминала.
Сейчас томский аэропорт имеет лишь федеральный статус. Потребность в международных авиаперевозках обеспечивается через аэропорты городов Москва, Новосибирск и Иркутск, что накладывает дополнительные расходы при перевозке грузов. В результате для развития таких секторов экономики, как машиностроение, нефтехимия, лесопромышленный комплекс, транспортные издержки являются критичными. Особенно же это неудобно резидентам томской ОЭЗ.
Придание аэропорту международного статуса напрямую связано с возросшим количеством международных контактов, которое стабильно растет в течение последних нескольких лет. Кроме того, в Томске учатся и порядка 13 тысяч студентов из дальнего и ближнего зарубежья, многим из которых приходится добираться к месту учебы через Москву.
- Сложно и некомфортно иностранцам добираться в Томск даже из Новосибирска, который располагается менее чем в 300 километрах, в последнее время на междугородней трассе происходит много аварий, - рассказывает Виктор Шишкин. - У нас накопилось множество жалоб и пожеланий, чтобы аэропорт Томск был международным. С другой стороны, это нас раскрепостит с точки зрения общения с внешним миром. Ну а полное экономическое обоснование создания в Томске международного аэропорта занимает не одну сотню страниц, окупаемость произойдет в течение восьми лет.
Когда материал готовился в печать, стало известно, что осенью пройдет презентация Томской области в Совете Европы в Страсбурге. Традиционно после таких презентаций интенсивность межрегионального и международного сотрудничества региона резко возрастает.
Реконструкция аэропорта Томска с организацией пункта временного пропуска и грузового терминала - одна составляющая транспортных проектов региона. До конца 2010 года планируется произвести комплексную реконструкцию здания с организацией пункта временного пропуска, к 2014 году завершить строительство современного грузового терминала и новой взлетно-посадочной полосы, а также здесь должны появиться конгресс-центр, гостиница, фабрика бортового питания, парковка и прочие элементы аэропортового комплекса. По планам областных властей, новый международный терминал будет еженедельно выполнять несколько рейсов за рубеж, как минимум три - в Европу, на Дальний Восток и в Среднюю Азию