27.04.2010 00:40
Экономика

На строительство автобана Москва - Питер банки выделят почти 30 миллиардов рублей

На строительство автобана Москва - Питер банки выделят почти 30 миллиардов рублей
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Столичный выпуск: №89 (5168) Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (5169)
Читать на сайте RG.RU

Вчера Внешэкономбанк и Сбербанк согласились выделить на двадцать лет 29,2 миллиарда рублей кредита на строительство первого платного участка новой скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург. Они так же могут выкупить и большую долю облигаций, которые планирует выпустить концессионер на сумму 10 миллиардов рублей. Таким образом, деньги государственного происхождения в финансировании стройки становятся преобладающими.

Напомним, что общая стоимость проекта составляет 60 миллиардов рублей. Изначально строительство платных дорог в России анонсировалось как частно-государственное партнерство. Теперь государство, похоже, вынуждено увеличивать свою долю. Помимо кредита от двух крупнейших госбанков и облигаций, выпускаемых под госгарантии, государство планирует выделить на проект еще более 20 миллиардов рублей. Для частных инвесторов подобные проекты всегда являются достаточно рискованными из-за большого объема вложений и длительных сроков окупаемости, поясняют эксперты. А на фоне трудностей, вызванных кризисом, привлечение бизнеса затруднилось еще больше. Государство, видимо, решило в этих условиях не дожидаться инвесторов и "подтолкнуть" стройку, считают эксперты. Возможно, когда рынок "разогреется", частный капитал станет вкладывать в дороги с большей охотой.

Впрочем, по словам главы Сбербанка Германа Грефа, облигации будут все же "абсолютно рыночными бумагами, их размещение будет интересно и другим участникам рынка". Выпуск этих бумаг может стать первым шагом в развитии рынка инфраструктурных облигаций. Во всяком случае, глава госкорпорации Владимир Дмитриев заявил, что ВЭБ сможет инвестировать в инфраструктурные облигации пенсионные накопления граждан, которыми он управляет. Доходность облигаций будет привязана к инфляции, выпуск намечен на вторую половину года.

В этом году предполагается и начать строительство той части автобана (15-58 км), под которую банки дают кредит. Общая протяженность участка - 43 километра. Участок должен отвлечь на себя часть потока с Ленинградского шоссе в обход Химок и частично решить транспортные проблемы Москвы и ближнего Подмосковья. Стоимость проезда будет составлять 3-4 рубля за километр. Также предполагается создание до 7,5 тысячи рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры региона.

Справка "РГ"

Пока в России заключено два концессионных соглашения по строительству платных участков дорог. Первый - это участок 15-58 Питерского автобана. И второй - платный участок дороги Москва - Минск в обход города Одинцово. Его протяженность - 17 километров, а стоимость строительства - 24 миллиарда рублей. Как сообщил вчера глава Росавтодора Анатолий Чабунин, строительство этого участка начнется осенью 2010 года.

Инвестиции