27.04.2010 00:40
Экономика

В 2010 году Минтранс приступил к реализации программы "Развитие транспортной системы России" до 2015 года

Для массового внедрения инновационных технологий на транспорте должны заключаться "контракты жизненного цикла"
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Экономика: Транспорт и логистика №89 (5168)
Читать на сайте RG.RU

В этом году минтранс приступил к реализации программы "Развитие транспортной системы России" до 2015 года. Она призвана решить новые задачи постепенного перехода от этапа модернизации к развитию отрасли как единого комплекса.

Подводя итоги 2009 года, глава минтранса Игорь Левитин сообщил, что худшие прогнозы не оправдались, транспорт работал стабильно - спрос населения и отраслей экономики в целом удовлетворен. В сложившихся экономических условиях усилия министерства были направлены на реализацию комплекса антикризисных мер, обеспечивающих устойчивую работу транспортной системы. Они были сформированы с участием представителей бизнеса и общественных организаций. Все это создало устойчивый задел для решения новых задач.

Движение без остановки

Продолжается реализация 14 инфраструктурных проектов на условиях частно-государственного партнерства. Из средств Инвестфонда было выделено 36 миллиардов рублей.

И уже в этом году завершится реализация первых четырех проектов, финансируемых из Инвестфонда. Это комплекс нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске, промышленный комплекс в Новомосковске, комплексное развитие нижнего Приангарья и строительство в порту Усть-Луга многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2".

Заключены концессионные соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе двух проектов - строительства автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км и нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь".

Для привлечения частных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру "РЖД" в 2009 году выпустили инфраструктурные облигации на 145 миллиардов рублей. Очередным шагом в развитии частно-государственного партнерства стало утверждение правил предоставления государственных гарантий на 57,8 миллиарда рублей по облигациям, выпускаемым концендентами для реализации трех проектов. Первый - 25 миллиардов рублей - для строительства Западного скоростного диаметра. Второй - 24,5 миллиарда - для строительства автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58 км. И третий - 8,1 миллиарда рублей - для нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь".

Для ускорения создания в России автомагистралей нового поколения и привлечения в дорожное хозяйство дополнительных внебюджетных источников создана Государственная компания "Российские автомобильные дороги". Правительство утвердило программу ее деятельности до 2015 года.

От госкомпании минтранс ожидает ускорение внедрения новых технологий в дорожном строительстве. Кроме того, для привлечения инвестиций в обновление фондов дорожных организаций образована Государственная транспортная лизинговая компания. В 2009 году она перечислила производителям техники 4,5 миллиарда рублей.

Реформа в пути

Самое пристальное внимание минтранс уделяет вопросам реформирования транспортной отрасли. В 2009 году упразднена Федеральная аэронавигационная служба, ее функции переданы Росавиации и Ространснадзору. Правительство одобрило концепцию реформирования системы управления внутренними водными путями. И в этом году минтранс приступает к реализации ее первого этапа.

Продолжается реформа на железнодорожном транспорте. В декабре прошлого года была создана Федеральная пассажирская компания. В этом году предстоит подвести итоги реформы и разработать план действий по дальнейшему реформированию железнодорожной отрасли. Министерство уже подготовило и направило на рассмотрение в правительство проект закона "О внесении изменений в закон о железнодорожном транспорте", который направлен на актуализацию правовых основ регулирования деятельности железнодорожного транспорта и обеспечение реализации третьего этапа структурной реформы.

Продолжается работа и по формированию единого балансодержателя аэродромов федерального значения и аэродромов, подлежащих реконструкции в рамках соответствующих целевых программ. Однако, в отличие от морских портов до сих пор не решен вопрос сдачи операторам в аренду аэродромов без проведения конкурса. В минтрансе надеются, что ситуация прояснится в самое ближайшее время.

На развитие морского транспорта в 2009 году из федерального бюджета выделено более 16 миллиардов рублей, что почти на 67 процентов больше, чем годом ранее. Это позволило ввести в российских портах более 32 миллионов тонн перегрузочных мощностей, в том числе в портах Усть-Луга, Балтийск, Новороссийск, Оля, Кавказ. В этом году планируется увеличение перевалочных мощностей еще на 30 миллионов тонн. В морских портах, всего их 64, продолжается работа по установлению их границ. Распоряжениями правительства утверждены границы по 41 морскому порту. Минтранс планирует завершить эту работу в 2010 году.

В прошлом году морской флот увеличился на 24 новых судна. Продолжился рост, как количества, так и тоннажа морских судов, зарегистрированных под Государственным флагом РФ. Особую роль в этом процессе сыграл Российский международный реестр судов. Однако, в последнее время темпы пополнения этого Реестра несколько снизились. И очевидно, что Реестр в его нынешнем виде требует совершенствования с точки зрения повышения его экономической привлекательности для судовладельцев по сравнению с иностранными государствами. Минтранс подготовил предложения по поддержке российского судоходства и судостроения в виде отдельного законопроекта.

Не экономить на кадрах

В прошлом году удалось заложить основы нормативной правовой базы для обеспечения транспортной безопасности. Разработаны и приняты нормативные акты правительства, направленные на реализацию закона "О транспортной безопасности". Теперь минтранс, подведомственные агентства и служба наделены соответствующими полномочиями и функциями по транспортной безопасности. Тем не менее, трагические события, связанные с терактами, требуют активной практической работы на объектах транспортной инфраструктуры и реализации мероприятий, направленных на усиление защищенности от террористических актов.

В целом, аварийность на транспорте снижается. В прошлом году Россия впервые прошла проверку со стороны Международной морской организации на предмет соответствия работы государства требованиям международных морских конвенций по обеспечению безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения. Результаты проверки подтвердили правильность нашей работы в этом направлении.

Количество происшествий, связанных с аварийностью, сократилось почти на 6 процентов по сравнению с 2008 годом. На автомобильном транспорте число ДТП, связанных с сопутствующими дорожными условиями, сократилось в целом по сети автомобильных дорог и улиц на 2,5 процента, а на федеральных автомобильных дорогах - на 18 процентов. Но есть и нерешенная проблема. Большой урон федеральным дорогам наносят тяжеловесные грузовики. Ространснадзору и Росавтодору поручено уделить особое внимание обеспечению весового контроля на автотрассах. Напомним, что минтранс уже давно предлагает ввести подорожный сбор для большегрузных фур.

Что касается состояния безопасности полетов, то в прошлом году его можно охарактеризовать как относительно стабильное. Однако проблемы с подготовкой квалифицированного летного и инспекторского состава остаются. Росавиации предстоит активизировать работу по пресечению возникшей в авиакомпаниях тенденции экономии на обучении летного состава и авиационного персонала.

Подготовка квалифицированных кадров напрямую связана и с эффективностью работы отрасли и с ее безопасностью. Минтранс продолжает совершенствовать систему транспортного образования. В прошлом году была закончена работа по реорганизации учреждений транспортного комплекса. В результате сейчас кадры для отрасли готовят 19 вузов, имеющих 143 филиала, 9 авиационных учебно-тренажерных центров и 65 учебно-курсовых комбинатов автомобильного транспорта. Кроме того, разработаны и осуществлены меры, направленные на сохранение кадрового потенциала. Среднесписочная численность работников транспортных предприятий снизилась в прошлом году на 5,3 процента. В связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности уволено 1,8 % от занятых. В организациях бюджетной сферы снижения численности не произошло. В дорожном хозяйстве на временные и общественные работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог было привлечено 174 тысяч человек. В гражданской, по предложению минтранса, в 2010-2011 годах предусмотрено предоставление субсидий из федеральной казны бюджетам регионов на опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров. За счет этих средств планируется в этом году оплатить стоимость курса подготовки 100 штурманов и бортинженеров для семнадцати авиакомпаний в десяти регионах. Это позволит трудоустроить штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией авиакомпаний, снизить напряженность в гражданской авиации, сохранить опытные высококвалифицированные кадры.

Инновации сбережения

На реализацию пятилетней программы "Развитие транспортной системы России" в этом году из федерального бюджета предусмотрено финансирование в размере 226 миллиардов рублей, что составляет 80 процентов к уровню 2009 года. Средства будут сконцентрированы на завершении ранее начатых объектов, прежде всего влияющих на безопасность, а также на строительство олимпийских объектов.

Решить поставленные перед отраслью задачи в условиях ограниченности бюджетных ресурсов с максимальной эффективностью возможно только на основе внедрения инновационных подходов как в технологии строительства, так и в системе управления. Напомним, что основные направления применения инноваций в транспортном комплексе были определены в Послании президента Федеральному Собранию и в перечне поручений главы государства по итогам заседания Госсовета в Ульяновске 24 ноября года 2009.

Поставлена задача привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами, а также рассмотреть возможность использования соответствующих норм Евросоюза для более быстрой разработки наших регламентов строительства. Работа в этом направлении уже ведется. Был произведен анализ применяемых строительных норм и правил как у нас в стране, так и за рубежом. Отличительной особенностью проектирования строительства объектов транспортной инфраструктуры за рубежом является подход к выбору оптимального инженерного решения. Он основан на соотношении стоимости строительных работ и стоимости эксплуатации за период жизненного цикла объекта. В минтрансе считают целесообразным использовать этот подход при проектировании строительства транспортных объектов в нашей стране.

Следующим шагом по увеличению объемов внедрения инновационных технологий, материалов и конструкций должен быть переход на заключение "контрактов жизненного цикла", при которых подрядчик несет ответственность, как за строительство объекта, так и за последующее его содержание.

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов остается оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти, исключение дублирования функций. Предложения минтранса по этому вопросу сейчас готовятся и будут представлены в правительство.

(По материалам выступления министра транспорта Игоря Левитина на коллегии минтранса)

Досье

Игорь Евгеньевич Левитин родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области. Окончил училище железнодорожных войск и военного сообщения в Ленинграде, а также Военную академию тыла и транспорта. Специальность - инженер путей сообщения.

Служил в Одесском военном округе на Приднепровской железной дороге, занимал пост военного коменданта железнодорожного участка и станции Ургал на БАМе. С 1985-го по 1994 год работал на Московской железной дороге в должности военного коменданта участка, а затем - заместителя начальника военных сообщений. С 1996-го по 2004 год работал в ЗАО "Северстальтранс". С 1998 года - заместитель генерального директора компании. Курировал вопросы транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работу морских портов. Игорь Левитин входил в Общественный совет при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта. 20 мая 2004 года назначен министром транспорта Российской Федерации.

ДОСЛОВНО

Дмитрий Медведев, Президент РФ:

- В первую очередь необходимо привести технологии и стоимость строительства дорог, инфраструктурных объектов в соответствие с мировыми стандартами. Например, с нормами Евросоюза. Когда наши стандарты будут готовы, будем их применять. А можно просто инкорпорировать европейские стандарты в наши стандарты. Нерешаемых проблем нет.

между тем

В апреле правительство должно представить предложения по совершенствованию механизмов госзаказа в части проведения аукционов или конкурсов на выбор лучшего технического решения. А также заключения долгосрочных контрактов на строительство и содержание объектов транспортной инфраструктуры

важно

Сейчас минтранс вместе с научными организациями ведут работу по подготовке нового стандарта качества автомобильных дорог. За основу будут взяты автомобильные стандарты ряда европейских стран

факт

Для организации скоростного автомобильного сообщения в конце прошлого года создана госкомпания "Российские автомобильные дороги". Главной ее задачей является формирование сети автомагистралей с привлечением внебюджетного финансирования и внедрением новейших технических разработок. В мае этой компании будут переданы две автомобильные дороги: М-1 "Беларусь" (Москва-Минск до Смоленска) и М-4 "Дон" (Москва-Новороссийск)

Транспорт Минтранс